Цветной обморок 29 мая 2009 г.
«Ночь ошибок» Олега Рыбкина в Красноярской драме
Олегу Рыбкину никак не удается хорошо показаться в Москве. Фестиваль «Золотая маска», с упорством из года в год привозящая его лучшие работы на столичный фестиваль, словно бы мстит за что-то режиссеру: московские показы кажутся скомканными, недоваренными. А в родных стенах, в Красноярской драме, Рыбкин чувствует себя превосходно. «Ночь ошибок» Олега Рыбкина — пример того, как, не чистоплюйствуя, театр может сделаться автором современного, стильного, сексуального шоу и при этом перед зрителем не лебезить.
Занавес в «Ночи ошибок» — это разноцветная пластинка огромных размеров. «Крутятся диски» — вот интонация спектакля, где действие пьесы Оливера Голдсмита из галантного века переносится в Англию начала 1980-х — в самый момент смены моды, когда на смену нигистилическому яростному панк-року приходит поколение диско 1980-х, ярких, цветастых, синтетических красок. У Олега Рыбкина и художника Ильи Кутянского на сцене — цветной обморок, мультипликационная галлюцинация. Цветастые, радужные, флюоресцентные, резкие цвета — на полу, на потолке, в одежде сцены, в костюмах. Здесь танцуют бешеные ядреные танцы, здесь бесконечен флирт, здесь не прекращается дух дискотеки как мятежно-бессонного состояния духа.
Спектакль «Ночь ошибок» вышел задолго до фильма «Стиляги» и предвосхитил, уловил главную эстетическую тенденцию эпохи. Кричащий, ядовитый, сексуально-дерзкий стиль передает мир в состоянии «гламурной революции» — долой уныние и серость, да здравствует взрыв цвета, фруктовая мешанина. Театральное искусство совершенно иначе и тоньше реагирует на запросы времени. Кислотность, наркотическая цветастость, радужная галлюцинация у Рыбкина — это прощальное сияние эпохи, последняя вспышка красоты и веселости. В ритме диско под воздействием психотропных веществ прожигается никому не нужная жизнь, хрупкая, бессмысленно-дерзкая. В этих ярких красках — никому не адресованный, лишенный смысла вызов. Вызов к смерти и катастрофе, которая надвигается на нас, как сумасшедший с бритвой.
Театр не оставляет ни строчки от оригинальной пьесы сентименталиста Голдсмита — пьеса стала только поводом для игры. Все, кто читает пьесу сегодня, спотыкаются о текст, признают его унылым и неэнергичным, полным канцеляризмов и чопорности. Таков советский перевод, стерилизованный, обезжиренный. Театр проделал огромную работу. Не столько над текстом, сколько над интонацией спектакля-шоу. Это буквально какой-то новый подход к зрительскому театру. Такой театр бытует в России исключительно в формате искрометной французской комедии. И эта искрометность, так или иначе, — наследие коммерческого искусства советской эпохи, где русские актеры водевильно изображают западную жизнь. Здесь же, в «Ночи ошибок», шутки про тещу и суп сменились хулиганским, дерзким, сексуальным юмором на грани фола, за границами добра и зла. Олег Рыбкин сделал шоу не для одиноких женщин после сорока, а для аудитории активной и современной, чувствующей стиль.
Несоответствие идеи спектакля и текста Голдсмита — только кажущееся. Рыбкин сохраняет главный конфликт: старомодное — молодежное. Тема старого Хастингса — отмирающий английский стиль, чопорный, церемониальный заменяется свободой и раскованностью, развязной флиртующей манерой. Это стремительное наступление, атака молодежи, отвоевывание территории у старой культуры. Спектакль демонстрирует и пользу, и агрессию этой экспансии. Потому что свобода — это опция в рамках законов моды. Рыбкин говорит об иллюзорности современной свободы, ее фетише, манящем пустотой. Когда-то Василий Розанов говорил о конфликте Чацкого и Фамусова, как о конфликте разной моды: одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик. Так и здесь сын чопорного отца и главный хулиган пьесы Тони Ламкин выглядит английским панком, этаким Джонни Роттеном из «Sex pistols». Но такая альтернатива становится не сопротивлением, а приспособлением, одной из сторон гламура. Что панки, что диско, что старомодные стариканы — одна и та же круглосуточная тусовка, из которой нет и не может быть выхода. Нина Фатеева, Городские новости
Назад к списку статей |