145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

История

История Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина уходит корнями в середину XIX века.
Первое появление профессионального театра в Красноярске относится к пятидесятым годам XIX столетия. В сентябре 1852 года труппой заезжих гастролеров под антрепризой господина Петрова в отделении кантонистов был поставлен водевиль Д. Т. Ленского «Час в тюрьме, или в чужом пиру похмелье».
В 1873 году по инициативе и на средства купца II гильдии И. О. Краузе было построено первое деревянное здание Красноярского театра. Первые два сезона на его сцене играла труппа антрепренера А. Н. Егорова, который пытался основать первую в Сибири постоянную труппу. Позже, в 1897-98 годах в театре играла труппа С. В. Брагина, в том числе, известные трагики братья Адельгейм - артисты Московского Малого театра. Летом 1897 года в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г. Н. Федотова и М. И. Писарев.
В ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянный городской театр сгорел дотла. Общественность города приняла эту потерю близко к сердцу. Не желая оставаться без культурного очага, общество любителей драматического искусства обратилось в Городскую думу с предложением о постройке нового здания.
Городские жители активно откликнулись на призыв пожертвовать деньги на строительство нового здания театра. Оно строилось всем миром: крупные промышленники и купечество, благотворительные общества врачей и учителей, служащие и даже безденежные учащиеся вносили свою лепту в строительство театрального Храма. В очень короткий срок нужная сумма была собрана. В 1899 г. развернулось строительство. На возведение, внутреннюю отделку, обстановку, приобретение мебели и устройство электроосвещения ушло 75 тыс. рублей.
В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А. С. Пушкина. Осенью того же года в нем начала работать драматическая труппа К. П. Красновой, положившая начало существованию в городе постоянного Театра им. А.С. Пушкина.
В 1938 - 40 годах в Пушкинском театре были поставлены спектакли «Горе от ума», «Борис Годунов», «Васса Железнова». Под руководством главного режиссера К.Д. Ведерникова создана «театральная лениниана» — цикл спектаклей о Вожде мирового пролетариата.
В послевоенные годы театром руководил главный режиссер заслуженный артист РСФСР А. Я. Волгин. В течение 1946 - 49 годов он поставил спектакли «Укрощение строптивой», «Отелло», «Гроза», «Волки и овцы», «Русский вопрос». При участии режиссера Е. В. Крыловой была открыта студия актерского мастерства, в которой в 1946 году обучался великий артист XX века Иннокентий Смоктуновский.
В 50-е годы на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: заслуженный деятель культуры РСФСР Н. А. Смирнов, народный артист РСФСР, лауреат Госпремии П. Л. Монастырский, заслуженный деятель культуры РСФСР Л. С. Самборская.
В 1956 году состоялись первые московские гастроли театра им. А.С. Пушкина. В репертуаре были спектакли главного режиссера А. П. Дунаева «Преступление и наказание», «Сын Рыбакова», «Сердце не прощает».
В 1964 году главным режиссером театра стал заслуженный артист РСФСР Е. Л. Гельфанд, поставивший «Дело, которому ты служишь», «Между ливнями» и «Старик».
В 1968-72 годах театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Г. В. Меньшин, в 1972-75 годах — заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Бухарин. Лучшие спектакли того времени: «Таня» (реж. Меньшин) и «Василий Теркин» (реж. Бухарин).
В 1970 году народный артист РСФСР Н. Э. Прозоров был отмечен Госпремией РСФСР им. Станиславского за исполнение ролей в спектаклях «На диком бреге» и «Старик».
В 1976 году театр возглавили: главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Н. И. Басин и главный художник А.Н. Баженов.
В 1982 году спектакль «Спутники» был отмечен Госпремией РСФСР. Лауреатами стали: режиссер-постановщик Натан Басин, художник Александр Баженов, артисты Валерий Дьяконов, Светлана Зима и Валентин Трущенко.
Приход нового главного режиссера заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Савельевича Белявского в 1983 году совпал с появлением новой волны в драматургии. Репертуар обновился спектаклями по пьесам А. Арро, А. Галина, Н. Павловой. Лучшие спектакли Леонида Белявского: «Из записок неизвестного», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Не убий».
В 1987 году открылась Малая сцена театра.
В 1994 году спектакль «Фрекен Жюли» по А. Стриндбергу (режиссер Г. Козлов, художник И. Кутянский) участвовал в международном театральном фестивале «Дни Стриндберга в Москве».
Позже Театром им. А.С. Пушкина руководили: И. Б. Борисов, И. В. Тодоров, С. Д. Черкасский.
В 1996 году главным режиссером театра был назначен Андрей Николаевич Максимов, который в предыдущих сезонах поставил на красноярской сцене спектакли «Семейный портрет с посторонним» и «Правда — хорошо, а счастье лучше». Ранее он работал главным режиссером в гг. Кемерово и Новосибирске, режиссером в Санкт-Петербургском БДТ им. Г. Товстоногова. Андрей Максимов умел ставить спектакли-долгожители, его красноярские постановки отличались традиционностью решений и умением рассказать историю, волнующую зрительские сердца. 
В 1997 году спектакль «Отец» (режиссер из Швеции М. Нурлин, художник А. Н. Баженов) участвовал в международном фестивале «Стриндберг в Стокгольме».
В 1998 году главным режиссером театра был назначен Александр Бельский, он возглавлял труппу в течение шести лет, за которые афиша театра пополнилась произведениями А. Камю, Г. Пинтера, А. Стриндберга, Т. Уильямса, Э. Олби и других авторов.
Последние десятилетия творческой жизни театра были отмечены новыми именами и лицами. Так, в течение многих лет актер и режиссер заслуженный артист РФ Николай Хомяков ставил на сцене театра спектакли, пользующиеся зрительской любовью, среди них: «Милый друг» по Ги де Мопассану, «Я – женщина» по В. Мережко, «Цепи» по Ю. Сумбатову-Южину, «Последний срок» по В. Распутину.
Постановка «Последний срок» покоряла сердца зрителей и критиков, была не раз отмечена наградами и премиями. Успех этого спектакля во многом состоялся благодаря талантливой стенографии художника заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Госпремии Александра Баженова.
Под занавес сезона 2005 - 2006 года режиссер Олег Рыбкин поставил в театре им. А. С. Пушкина спектакль «Таланты и поклонники» по одноименной пьесе Александра Островского. В августе 2006 года этот талантливый режиссер возглавил театр. Являясь зрелым сложившимся мастером, он поставил ряд спектаклей, нашедших широкий отклик зрителей и крупнейших критиков. Спектакль «Таланты и поклонники» был приглашен в Москву для участия в фестивале «Островский в доме Островского» (2006), в Самару для участия в Первом Всероссийском фестивале «Волжские театральные встречи» (2007). «Трамвай «Желание» – на Х Международный фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбург (2008), спектакль «Темные аллеи» по произведениям И.Бунина, участвовал в фестивалях «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирске (2010) и Международном фестивале имени Федора Волкова в Ярославле (2011).
Театр под руководством О. А. Рыбкина стал одним из ведущих театральных коллективов страны, получил признание на краевых, российских и международных фестивалях. Спектакли «Король Лир» У. Шекспира (2006), «Ночь ошибок» О. Голдсмита (2007), «Трамвай «Желание» Т. Уильямса (2007), «Полковник-птица» Х. Бойчева (2008), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (2008), «Темные аллеи» И. Бунина (2009), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2010) - неизменно получали высокую оценку на краевом фестивале «Театральная весна».
Большим успехом режиссера О. А. Рыбкина стала постановка спектакля по пьесе А. Чехова «Чайка». В 2008 году спектакль был номинирован на высшую национальную премию России «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль» (большая форма), «Лучшая режиссура», где получил высокие оценки столичной театральной критики.
С 2008 по 2016 годы Пушкинский театр ежегодно проводил Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК), организаторами и учредителями которого также выступили Фонд Михаила Прохорова и Министерство культуры Красноярского края. ДНК проходил в виде театрализованных прочтений пьес современных российских и зарубежных драматургов на площадках Красноярского драмтеатра. Над пьесами вместе с артистами театра работали приглашенные из разных российских городов и ближнего зарубежья режиссеры.
В 2011 году Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина по версии журнала «Forbеs» был назван в числе 10 лучших провинциальных театров России.
Спектакль «Конек-Горбунок», поставленный Олегом Рыбкиным по произведению Петра Ершова для юных зрителей, в 2012 году был отмечен на Международном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит» (г. Новосибирск), фестивале «Театральный синдром» (г. Рязань, г. Липецк, г. Тамбов), фестивале им. Федора Волкова (г. Ярославль), а также признан лучшим спектаклем для детей на фестивале «Театральная весна» в Красноярске. В 2013 году «Конек-Горбунок» стал участником фестиваля «Золотая маска» («Маска плюс») и Национального фестиваля спектаклей для детей и юношества «Арлекин» (г. Санкт-Петербург), где получил специальный «Приз жюри и критики». В Великом Новгороде на фестивале «Царь-сказка» - «Приз зрительских симпатий» и «Приз за лучшую сценографию». В 2014 г. спектакль принял участие в Международном фестивале им. Януша Корчака в Варшаве (Польша) в рамках программы АСИТЕЖ (ЮНЕСКО).
Еще одной номинацией на Высшую Национальную театральную Премию России «Золотая маска» в 2013 году стал спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Берфуса в номинациях «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая режиссура» (реж. О. А. Рыбкин).
С 2013 по 2014 год состоялись длительные гастроли театра в гг. Иркутск, Ярославль, Краснодар, Новороссийск, Геленджик. В рамках гастрольного тура пушкинская труппа заслуженно получила признание и любовь нового зрителя.
Большим событием стала масштабная реконструкция театра, продлившаяся с 2012 по 2015 год, благодаря которой театр оборудован новейшей аппаратурой, зрительный зал оснащен современным звуком, в нем представлено порядка 600 световых приборов, используются прожекторы последних моделей. На главной сцене размещены 9 подъемников, с помощью которых можно создавать разные планы, композиции. В первом ряду амфитеатра предусмотрены 8 мест, где свободно размещаются коляски для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В марте 2017 года на Малой сцене Театра Наций (г. Москва) в специальной программе фестиваля «Золотая маска» «Детский week-end» москвичи увидели спектакль «Чик. Гудбай, Берлин» в постановке Олега Рыбкина.
 
Жизнь Красноярского пушкинского театра, несмотря на его солидный возраст, и сегодня наполнена молодой энергией. Благодаря грамотно выстроенной репертуарной политике, сильной труппе он является не только самым посещаемым театром города, но и одним из самых востребованных в России. Театр продолжает жить!..

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2024 г.