Ну, наконец, пришла пора очей очарованья!.. 01 октября 2009 г.
«Что нам готовит осень? — гадают театралы, в предвкушении потирают руки, — Каким будет новый сезон? Бунин... Опять, наверняка, перевернет классику Рыбкин? Ведь его «Чайка» — это же не Чехов... Нет, определенно не Чехов!..»
О сути театра, о грядущем юбилейном сезоне и о том, как наш «не Чехов» покорил всю театральную Россию в беседе с теми, кто у руля славной «Пушки». Слово главному режиссеру драматического театра Олегу Рыбкину и заведующей литературной частью Ларисе Николаевне Лейченко.
135-й сезон — юбилейный — повод подвести итоги, окинуть пройденное с высоты времени. И вот, что на это ответил Олег Рыбкин:
- Нам есть, чем гордиться. За последние несколько лет мы сумели вписаться в контекст театральной жизни России. Одновременно и причина тому и следствие — наше участие во многих российских фестивалях: «Островский в доме Островского» в Москве , «Сибирский транзит», «Волжские театральные сезоны» в Самаре, «Реальный театр» в Екатеринбурге и конечно, «Золотая маска»...
Я всегда говорю: театр — не только развлечение, но и некоторая возможность для размышления о действительности — и мы стараемся делать театр сегодняшним, а не нафталинным.
Потому и возник Бунин. И мне хотелось бы, чтобы это было достаточно традиционное прочтение, которое не ломает никакие стереотипы — Бунин сам сломал их в свое время. Это грустная история. Сборник «Темные аллеи» написан на склоне жизни, в эмиграции — во Франции, и та тоска по потерянной России, тоска об утраченной духовности она неизменно присутствует. Все сказано автором — мы постараемся только передать это. Мне кажется, в обществе теперь существует определенная духовная потребность в такого рода литературе...
Самое главное — идти в театр без предубеждения. Воспринимать все, что происходит — живо, непосредственно, открыто реагировать на это... Надеюсь, в это непростое время театр поможет нам всем выйти из той ситуации, в которой существует и мир, и страна. И в этом я вижу сейчас его смысл и назначение.
К сожалению, наша встреча была очень непродолжительной — время режиссера — золото. И за подробным рассказом мы отправились к человеку, который, как никто знает российскую театральную жизнь, кто живет с нашим драмтеатром одной судьбой — к заведующей литературной частью Ларисе Николаевне Лейченко.
- Первый и главный вопрос — какой он 135-й сезон? На мой взгляд, он будет интересен просто потому, что у нас такой руководитель.
Премьерный сезон откроют «Темные аллеи» Бунина,спектакль создан при поддержки нашего партнера ОАО «АЛЬФА-БАНК» в Красноярске. Параллельно репетируется лирическая история «Девичник над вечным покоем», где играют актрисы старшего поколения. Дальше — интереснейшая пьеса, которая идет только в одноименном театре в Москве — «Пули над Бродвеем», в апреле приступаем к работе над большим спектаклем «Фредерик, или бульвар преступлений» Э.Э.Шмитта, где будет занята вся труппа. А к концу сезона традиционно у нас состоится большой — теперь уже всероссийский — фестиваль «ДНК», который создан при поддержке фонда М.Прохорова. Мастер-классы, множество постановок — праздник современной драматургии. И как всегда, мы готовим к фестивалю премьерный спектакль (возможно, это будет японская пьеса).
Кроме того, этот сезон фестивальный! Как я говорю — наша «Чайка» полетела. Запущенная «Золотой маской», она стремительно расправляет крылья и летит по городам. После «Золотой маски» уже через пол месяца мы были приглашены в Омск — в рамках программы «Золотая маска в регионах России». Затем — на «Рождественский фестиваль» — крупнейший в России после «Чеховского», фестиваль звезд. Не успели мы дать согласие, поступает приглашение «Трамваю «Желание» в Екатеринбург, где наше выступление закончилось овациями и охапками букетов за кулисы.
Следом — приглашение в Ярославль (на родину российского театра) на знаменитый «Волковский фестиваль». И затем — в Петербург на «Балтийский дом». Красноярский драматический гремит по театральной России.
Помимо этого лучшими спектаклями прошедшего сезона в России стали четыре наши постановки — «Ночь ошибок», «Трамвай «Желание», «Похороните меня за плинтусом» и «Лейтенант с острова Инишмор». Ни один театр не дал таких результатов. Ко всему, наш «ДНК» назван интереснейшим фестивалем в России.
Так, место красноярского драмтеатра определил критик Павел Руднев в своей статье, сказав, что «один из лучший театр в России — красноярский драматический».
Успех театра, безусловно, слагают артисты. Наша труппа испокон была очень сильной — при наличии академии музыки и театра всегда можно снять «сливки» со своих же выпускников — она потихонечку складывалась из ярких индивидуальностей. Но недаром театр ХХ века, начавшись со Станиславского, стал режиссерским. Главное — творческий лидер! И не столько хорошая режиссура определяет успех театра, сколько энергетический заряд человека, который его возглавляет. Олег Алексеевич все время фонтанирует идеями — он не может жить в покое. Он любит взрывать. Но не ради эпатажа — так он удовлетворяет свою жажду познания мира, через искусство. Он заряжает идеей артистов, и весь театр звучит в его ритме. Это мощнейший интеллект. Он один из самых ярких режиссеров сегодняшнего театра.
Я всегда говорю своим студентам: искусство театра — это искусство постижения и поиска новых смыслов в старом тексте! Рыбкин как никто другой чувствует время. Он умеет перебросить мостик, провести параллель между вчера и сегодня. Например, ему привиделось, что локальные истории любви, сложенные воедино, дадут некую картину уходящего мира ... Так в репертуаре возник Бунин. Актуальный Бунин!
А зрителю хочу сказать... Мы всегда хотим одного — чтобы зритель приходил. Но чтобы шел без предвзятого, заранее сложившегося впечатления. Стереотипы мешают смотреть, «как в первый раз». Ведь смысл не в том, чтобы повторить, а чтобы раскрыть заново, не ломая авторского замысла, не переписывая текст.
Мы встречаем зрителей с открытым сердцем и ждем от них того же.
Актеры любят шутить, что театр — это не только буфет. Не просто красивый вечер в изысканном обществе и не способ расслабиться после рабочего дня...
Это серьезная работа души и мысли, это сотворчество — ибо театр существует лишь в момент действия. И только в диалоге между людьми по обе стороны рампы родятся ответы на вечные вопросы. И время приобретает объем — осязаемое, очевидное. И жизнь вся здесь — в напряженном воздухе темного зала...
Наконец-то, осень! Дарья Куппонен, Имена и лица
Назад к списку статей |