145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Музыку повторить на бис!
17 ноября 2009 г.

Лучшая похвала театральному звукорежиссеру

Изучать живопись, смотреть балет, читать классику художественной литературы — зачем это все звукорежиссеру в театре? Владимир Пушкарев, заведующий звуковым цехом Красноярского театра драмы имени А.С.Пушкина, настаивает, что без этого не обойтись.

Край: Треть века красноярец

Вообще-то, в 1977-м позвали в Красноярский драмтеатр не Владимира Геннадьевича, а его жену, актрису Лидию Тюшнякову. Он тогда работал заведующим музыкальной частью Кемеровского театра, она служила (театральному искусству, как и Родине, именно служат!) там же. Но решение переехать супруги приняли легко. Актер — профессия мобильная, переезжать из города в город было практикой привычной. Наш герой отправился в Красноярск вслед за любимой женщиной. Сначала был принят на должность звукооператора.

Поселились в общежитии, спустя месяц получили однокомнатную служебную квартиру, и стали привыкать.

- Помню день 14 октября 1977-го, когда переступил порог Красноярского театра. Он был чужой для меня поначалу. Было непонятно что и как с ним делать, — первое ощущение накрепко врезалось в память.

Поразила закулисная часть. После новенького, «с иголочки» здания в Кемерово Красноярский театр, почти (на тот момент) со столетним прошлым, выглядел как дряхлый старичок. В том — дуб, паркет, все блестит-сверкает, а в этом изнанка изрядно потрепана. Автобусы «Кубань» — по фамилии тогдашнего министра культуры страны Фурц, издавшей распоряжение возить в них театральные постановки в села, их назвали «Фурцвагенами» — раздолбанные.

Долго это первое ощущение чужеродности не проходило, почти десять лет. Вскоре после приезда Владимир Пушкарев был переведен в должность звукорежиссера, а в 1981-м стал по совместительству заведующим музыкальной частью театра. Но все равно, и тогда, и позже, когда сын родился, в 86-м, еще приходили мысли — не уехать ли?

- Когда почувствовали, что к театру привыкли, Владимир Геннадьевич?

- Когда человек начинает обрастать связями, ему их рвать и терять очень трудно. У меня такой период настал спустя десять лет работы в Красноярском театре.

В театре никогда не было застойных периодов, а в середине-второй половине 80-х стало и вовсе нескучно. Бывало, Владимир Пушкарев работал в одиночку. В 9 утра приходил в театр, в 10 вечера, после нескольких репетиций, подбора, обработки музыкального материала и проведения спектакля, уходил домой. Тогда расписание на разных сценах под его график подстраивали: закончится спектакль в одном зале, звукорежиссер тут же переходит в другой, и спектакль начинается там.

Видимо, только после пережитых вместе с театром сложностей он и понял, что прижился в Красноярском крае, как тополь к новой земле.

Профессия и судьба: музыка и любовь

Для Владимира Пушкарева звукорежиссерское дело стало профессией и помогло судьбе сбыться. Поначалу он и не думал в театр идти. После школы его и двух его друзей, юных мальчишек, забросило, как он теперь говорит, дурной романтикой, в глухую тайгу — отправились строить автотрассу Братск — Усть-Илимск. Хлебнули таежных суровых мужских будней и вернулись к родителям в Кемерово. Не сразу определился, куда поступать. А работать где-то надо было. Знакомый отца трудился на радио. И Володю туда пристроил. Это в 1967-м году было. Из ученика он быстро вырос в ассистенты звукооператора, потом переведен в звукооператоры. Поступил в Кемеровский политехнический институт, правда, на специальность, с работой не связанную — «механик горных машин». В театр предложили устроиться на полставки — инженером по ремонту звукового оборудования. В это время Владимир уже был человеком семейным — женат первым браком, первенец, сын, рос. Копейка не лишняя, согласился.

К тому моменту, правда, когда из театра поступило предложение прийти на полную ставку, теперь уже на должность заведующего музыкальной частью, успел развестись. Предложение поначалу показалось несолидным. В то время работа на радио была прибыльной, ответственной и почетной. Означала, в том числе, постоянные командировки на профессиональную учебу: в Омск, Свердловск, Новосибирск. Зарплата — 150 рублей, а в театре будущему зав.музу обещали только 95. Но директор спросил: «Что ты хочешь?»

И Владимир Геннадьевич рассказал, что после развода с женой живет у матери-отца, а хотелось бы отдельно. Тогда руководитель вызвал коменданта общежития и отдал распоряжение выдать новому работнику ордер на вселение.

Так и судьба решилась. Соседкой Владимира Пушкарева оказалась Лидия Тюшнякова. Приглянулась ему молодая актриса, проводил до дома один раз, второй, потом поехали в составе одной группы на гастроли, а после них уже стали жить вместе. И всю жизнь прожили, и проработали бок о бок, в одних стенах.

Их сын рос тут же, в театре.

- На этом вот кресле! — Владимир Геннадьевич показывает на продавленное сиденье рядом с собой. — Он маленький был (отмеряет руками около полуметра). Уложу его сюда спать, и на репетицию. Жена на сцене, я за пультом. Сын заплачет, режиссер делает остановку: немного отдохнем, командует, у Володи проблемы. Я дам ребенку водички, или сока, он успокаивается, мы продолжаем.

Когда мальчик подрос, отец стал ему в своей комнатке занятия интересные находить — разрешал ручки вертеть, на кнопки нажимать, с механизмами разбираться. Из детского сада, школы, сын в театр шел. По примеру старшего брата, сына Владимира Геннадьевича от первого брака, пошел в музыкальную школу. Правда, профессию себе выбрал другую — компьютерные технологии. Отец увлеченно рассказывает о занятии сына: как тот учится в Сибирском федеральном университете, ездит на международные симпозиумы со своими научными разработками.

Супруга Владимира Геннадьевича только год назад ушла на пенсию из труппы Красноярского театра имени А.С.Пушкина, по состоянию здоровья. 

«Голос» спектакля

В театре всегда на виду актеры и режиссерская работа. Но постановка глуха без музыкального оформления и невнятна, если оно... недостаточно драматургично. Да-да, оказывается, в спектакле важна не только драматургия сюжета, но и драматургия музыки. Слушать, как Владимир Пушкарев вспоминает работу над разными спектаклями, очень интересно. С каждым отдельная история. Например, больше пятнадцати лет назад, когда в наш Пушкинский приехал делать дипломную режиссерскую постановку «Свадьба Кречинского» Олег Рыбкин, Владимир Пушкарев для музыкального оформления предложил использовать оперу Карла фон Вебера «Волшебный стрелок».

- Решение показалось Олегу интересным. Оно довольно эпатажно: в русской пьесе звучит немецкая ария. Но это было оправдано замыслом, — поясняет Владимир Пушкарев. — Кречинский — игрок, хочет все время выигрывать. В опере же есть эпизод, где в ущелье выливают пули, всегда попадающие в цель. Я перенес этот ассоциативный ряд в спектакль. Четко помню мизансцену: дворянская усадьба, а в действие врывается ария из оперы, где по-немецки ведется отсчет волшебных пуль: «Ein, zwei, drei...». 

Важно, подчеркивает Владимир Геннадьевич, не просто подобрать музыку, важно определить, что ты хочешь сказать ею, продумать музыкальное драматургическое решение.

- Я всегда завидовал композиторам, — признается Владимир Пушкарев. — Они могут изменить музыку. Если мне говорят — Вов, эта тема не подходит, я изменить не могу, потому что мелодия уже написана и сыграна. Тогда я начинаю искать что-то похожее.

Владимир Пушкарев раскрывает один из профессиональных секретов: соблюдать единый ключ. Если оформление собрано по принципу винегрета, это тяжело звучит. Но иногда — каким-то чудом! — музыка, которая совершенно не стыкуется между собой, вдруг неожиданным образом работает на спектакль.

Это, например, произошло, в случае с Чеховской «Чайкой» в постановке Олега Рыбкина, когда тот приехал в Красноярск через пятнадцать лет после «Свадьбы Кречинского», уже в качестве главного режиссера театра. Он сам подбирал музыкальный материал к «Чайке», из разных источников, и сделал это так виртуозно, что Владимиру Пушкареву невольно вспомнились слова поэта Жуковского, обращенные к юному Пушкину: «победившему ученику от побежденного учителя». Олег Рыбкин, отмечает Владимир Геннадьевич, многому научился, теперь сам великолепно делает музыкальное оформление:

- Советуется со мной, мы спорим, бывает, даже ссоримся, но в результате получается высококлассная работа.

У каждой новой постановки своя индивидуальная интонация, и очень важно ее верно уловить и максимально точно выразить. Случается, музыка сообщает постановке более глубокое содержание, усиливает накал эмоций. Например, в спектакле по роману Ивана Гончарова «Обрыв» Владимир Пушкарев использовал романсы на стихи Александра Блока, в которых главной темой была несвобода личности, а в финале — арию «Душа грустит о небесах».

Создание голоса спектакля проходит напряженно, и очень эмоционально тяжело. Владимир Геннадьевич приводит в пример работу над постановкой «Фрёкен Жюли», с режиссером Григорием Козловым. Сразу после репетиций тот поднимался в комнатку Владимира Пушкарева, бросал сумку, усаживался прямо на пол, и они слушали, слушали, слушали, — пропустили через себя сотни композиций. К премьере, по словам Владимира Геннадьевича, они с режиссером настолько научились угадывать мысли друг друга, что, казалось, стали единым целым. Получился очень интересный спектакль. Мизансцены порой выстраивались под музыку, или, наоборот, мелодия шла за действием.

Бывало, задумка по музыкальному оформлению спектакля рождалась мучительно, и буквально в последний момент. В работе над спектаклем «Вишневый сад» (постановка Григория Козлова) идея не приходила очень долго. Вплоть до генеральной репетиции были только наброски. Но мысль пришла, и блестящая! Пришлось немного внедриться в написанный материал. Темп готовой мелодии замедлили, за счет технических средств сделали звучание объемным, заставили музыку заполнить все пространство сцены. Все были в восторге — актеры, режиссер, зрители. Оценило и профессиональное жюри. За эту работу Владимир Пушкарев был признан победителем краевого смотра-конкурса «Театральная весна-1995» в номинации «лучшее музыкальное оформление».

Главное, убежден Владимир Пушкарев, чтобы музыкальная мысль была неконкретна, а, как мираж, создавала свой ассоциативный ряд и приводила зрителя к определенному переживанию.

Кому интересен медведь в цирке?

Профессионалы способны отличить, кто из звукорежиссеров находится за пультом, сидя в зрительном зале. Нажимать на кнопки можно по-разному. С отношением к своему делу как к чисто техническому процессу звукорежиссер далеко не уйдет. Владимир Пушкарев вспоминает, как однажды к нему на работу устроилась девушка родом из деревни, где она трудилась дояркой в совхозе. У нее была феноменальная память: она досконально повторяла все действия Владимира Пушкарева за режиссерским пультом, но все равно такого же звучания добиться не удавалось.

- Я своим звукорежиссерам все время повторяю: никому не интересен медведь в цирке. Когда ему показывают сахар, а он повторяет движения за дрессировщиком. Поэтому я настаиваю: смотрите балет, изучайте живопись, читайте книги, в общем, развивайте свой внутренний мир. Нужно понимать, что вы делаете, за каждым персонажем видеть свою легенду. И она будет тем интересней, чем богаче ваш внутренний мир. Чем больше вы знаете, тем интереснее будете вести спектакль.

Владимир Пушкарев не садится за пульт в театре уже почти десять лет. Подбирает материал, участвует в репетициях, подсказывает, где как улучшить звучание. Это тоже творчество. Лучшим комплиментом своему профессионализму считает реакцию публики — когда зрители подходят после спектакля и интересуются, откуда взят тот или иной музыкальный эпизод. Еще крепко запомнилось Владимиру Геннадьевичу, как однажды после финала антрепризного спектакля «Пат, или игра королей» кто-то из зала крикнул: «А музыку повторить на бис!»

Татьяна Антипьева

Эта статья в усеченном варианте из-за ограниченности печатных площадей вышла в газете «Наш Красноярский край» 17 ноября 2009 года. На сайте театра мы публикуем материал без купюр

Татьяна Антипьева, Наш Красноярский край

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.