Шоу продолжается 28 апреля 2011 г.
Спектакль по пьесе английского драматурга стал лучшим. В Красноярске завершился фестиваль «Театральная весна». В этом году для зрителей он стал настоящей шкатулкой с сюрпризом. Неожиданной стала программа фестиваля с впервые появившимися антрепризными спектаклями, а также очень сильными заявками малых городов — «Дядя Ваня» Ачинска и «Отелло» Канска. Сюрпризом стали и итоги фестиваля. «Отелло» питерского режиссера Романа Феодори, уже приглашенного на внеконкурсную программу «Золотой маски», в Красноярске отметили только в номинации «Лучший мужской дебют в драматическом спектакле» (Максим Фадин за роль Кассио). Актерский состав «Дяди Вани» получил сразу несколько номинаций. А вот лучшим драматическим спектаклем вполне предсказуемо была названа постановка Олега Рыбкина — в этом году им стал «Дом, где разбиваются сердца» (Красноярский драматический театр имени Пушкина).
Шоу продолжается
«Домом, где разбиваются сердца» фестиваль открывался. Такое сильное начало, видимо, было закономерно: по итогам фестиваля он получил номинации «Лучшая премьера сезона» и «Лучшая работа режиссера», также была отмечена работа художника по костюмам.
- Мне понравился спектакль Красноярского театра имени Пушкина по Бернарду Шоу «Дом, где разбиваются сердца», — комментирует московский театральный критик Валерий Бегунов. — Понятно, почему для постановки выбрана эта пьеса. Она очень близка нашей жизни, в странном капитализме, не совсем понятном... С очень прагматичными мотивами поведения людей, когда не ясно, сохранились ли идеалы, любовь, которая не связана с деньгами или расчетом. Это все есть в пьесе Шоу, а также отсылки к творчеству Чехова, Горького, какие-то мистические мотивы. У спектакля замечательные декорации. Этот странный корабль, который никогда не может быть ни построен, ни развален.
Сильный актерский состав в этом году был у ачинского «Дяди Вани». Он был признан в номинациях «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» и «Лучшая мужская роль в драматическом спектакле».
- «Дядя Ваня» — это большой праздник для ачинского театра, у которого в течение семи лет не было интересных работ, — поясняет главный специалист отдела искусств министерства культуры Красноярского края Татьяна Попова. — Сейчас у них поменялся художественный руководитель, репертуар. В результате повысилось и качество спектаклей.
Лучшей музыкальной премьерой сезона стал балет «Красный мак». Была отмечена сценография балета «Весна священная», премьера которого прошла в Красноярске с большим шумом. А вот мюзикл «Голубая камея», из кастинга на который сделали настоящее шоу, был выделен как подаривший лучшую дебютантку — Марину Вишневскую.
Лично для меня «Отелло» оказался лучшим спектаклем из тех, что я видела за последние несколько лет. Необычная и не вполне удобная для зрителей сценография поначалу отвлекает. Традиционная сцена продлена еще на половину зала, так что некоторые моменты пьесы, например, зрители бельэтажа могли наблюдать только стоя. Струганые доски, два бассейна с водой, люки, которые по ходу действия постоянно открываются и закрываются... Чтобы привыкнуть к сложному устройству вселенной спектакля, требуется время. Необходимо оно и для того, чтобы разгадать образную систему драмы. Мужчины в «Отелло» ходят в шинелях и кирзовых сапогах. Прием не новый, но здесь он дополнительно работает на палитру спектакля, чрезвычайно лаконичную: по дощатой сцене — как марионетки в руках Яго — двигаются черно-белый хор (его белые маски — как напоминание о Венеции) и люди в хаки. И только в особенно напряженных моментах по сцене летает, как предчувствие беды, ярко-красный платок Дездемоны.
Яго в прочтении Романа Феодори не просто мстительный злодей, он — кукловод собственной зловещей пьесы. Именно его воля превращает романтичную сказку о красавице и чудовище (так воспринимают союз юной Дездемоны и потрепанного житейскими бурями Отелло некоторые персонажи) в трагедию.
Дездемона в начале пьесы — наивный, чистый ребенок с доверчиво открытым сердцем. Она «летает» на цыпочках по грубым доскам пола в белоснежном платье. Ближе к концу трагедии, уже оболганная Яго и пережившая смерть отца, она обувает сапоги, а поверх платья накидывает шинелеобразное черное пальто. Взрослеет она мгновенно. И эта женщина предоставляет своему мужу теперь ходить босиком, с обнаженной, беззащитной душой.
Сам Отелло, решившись на убийство жены, наносит черную краску на лицо — и обликом своим постепенно все больше начинает напоминать зверя. В финале, уверившись в невиновности Дездемоны, в том, что он «убийца низкий», и раскаявшись, умывает лицо. Очистившись от скверны, он решается на самоубийство.
Однако к концу первого акта, когда Отелло начинает подозревать Дездемону в измене, динамика спектакля меняется. Трагедия, о неизбежности которой в начале пьесы шептался хор в зловещих масках, происходит. И с этих пор от всего, происходящего на сцене, уже невозможно оторваться.
Конечно, «Отелло» питерского режиссера Романа Феодори можно назвать спектаклем Канского драмтеатра с большой долей условности. Главные роли в нем играют красноярские артисты, а сценографией занимался москвич Даниил Ахмедов. Тем не менее приглашение на пусть внеконкурсную, но программу самого престижного фестиваля страны — большая победа для Канска.
Комментарий
Валерий БЕГУНОВ, московский театральный критик
- Меня радует уровень красноярского театрального искусства. Каждый театр, который я видел, был интересен. Понравился спектакль «Убийца» шарыповского театра. Очень хорошие этнические работы театров Хакасии и Тывы. Конечно, жить здесь и не обращаться к этому духовному опыту и мистериям народов, населяющих огромную Сибирь, просто преступно. Наблюдалась вечная полемика, чего должно быть больше — классики или современности. По моим наблюдениям, все-таки в провинции ставят гораздо больше современных пьес, чем, скажем, в Москве. Наталья Машегова, Наш Красноярский край
Назад к списку статей |