145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Шоу продолжается
28 апреля 2011 г.

Спектакль по пьесе английского драматурга стал лучшим. В Красноярске завершился фестиваль «Театральная весна». В этом году для зрителей он стал настоящей шкатулкой с сюрпризом. Неожиданной стала программа фестиваля с впервые появившимися антрепризными спектаклями, а также очень сильными заявками малых городов — «Дядя Ваня» Ачинска и «Отелло» Канска. Сюрпризом стали и итоги фестиваля. «Отелло» питерского режиссера Романа Феодори, уже приглашенного на внеконкурсную программу «Золотой маски», в Красноярске отметили только в номинации «Лучший мужской дебют в драматическом спектакле» (Максим Фадин за роль Кассио). Актерский состав «Дяди Вани» получил сразу несколько номинаций. А вот лучшим драматическим спектаклем вполне предсказуемо была названа постановка Олега Рыбкина — в этом году им стал «Дом, где разбиваются сердца» (Красноярский драматический театр имени Пушкина).

Шоу продолжается

«Домом, где разбиваются сердца» фестиваль открывался. Такое сильное начало, видимо, было закономерно: по итогам фестиваля он получил номинации «Лучшая премьера сезона» и «Лучшая работа режиссера», также была отмечена работа художника по костюмам.

- Мне понравился спектакль Красноярского театра имени Пушкина по Бернарду Шоу «Дом, где разбиваются сердца», — комментирует московский театральный критик Валерий Бегунов. — Понятно, почему для постановки выбрана эта пьеса. Она очень близка нашей жизни, в странном капитализме, не совсем понятном... С очень прагматичными мотивами поведения людей, когда не ясно, сохранились ли идеалы, любовь, которая не связана с деньгами или расчетом. Это все есть в пьесе Шоу, а также отсылки к творчеству Чехова, Горького, какие-то мистические мотивы. У спектакля замечательные декорации. Этот странный корабль, который никогда не может быть ни построен, ни развален.

Сильный актерский состав в этом году был у ачинского «Дяди Вани». Он был признан в номинациях «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» и «Лучшая мужская роль в драматическом спектакле».

- «Дядя Ваня» — это большой праздник для ачинского театра, у которого в течение семи лет не было интересных работ, — поясняет главный специалист отдела искусств министерства культуры Красноярского края Татьяна Попова. — Сейчас у них поменялся художественный руководитель, репертуар. В результате повысилось и качество спектаклей.

Лучшей музыкальной премьерой сезона стал балет «Красный мак». Была отмечена сценография балета «Весна священная», премьера которого прошла в Красноярске с большим шумом. А вот мюзикл «Голубая камея», из кастинга на который сделали настоящее шоу, был выделен как подаривший лучшую дебютантку — Марину Вишневскую.

Лично для меня «Отелло» оказался лучшим спектаклем из тех, что я видела за последние несколько лет. Необычная и не вполне удобная для зрителей сценография поначалу отвлекает. Традиционная сцена продлена еще на половину зала, так что некоторые моменты пьесы, например, зрители бельэтажа могли наблюдать только стоя. Струганые доски, два бассейна с водой, люки, которые по ходу действия постоянно открываются и закрываются... Чтобы привыкнуть к сложному устройству вселенной спектакля, требуется время. Необходимо оно и для того, чтобы разгадать образную систему драмы. Мужчины в «Отелло» ходят в шинелях и кирзовых сапогах. Прием не новый, но здесь он дополнительно работает на палитру спектакля, чрезвычайно лаконичную: по дощатой сцене — как марионетки в руках Яго — двигаются черно-белый хор (его белые маски — как напоминание о Венеции) и люди в хаки. И только в особенно напряженных моментах по сцене летает, как предчувствие беды, ярко-красный платок Дездемоны.

Яго в прочтении Романа Феодори не просто мстительный злодей, он — кукловод собственной зловещей пьесы. Именно его воля превращает романтичную сказку о красавице и чудовище (так воспринимают союз юной Дездемоны и потрепанного житейскими бурями Отелло некоторые персонажи) в трагедию.

Дездемона в начале пьесы — наивный, чистый ребенок с доверчиво открытым сердцем. Она «летает» на цыпочках по грубым доскам пола в белоснежном платье. Ближе к концу трагедии, уже оболганная Яго и пережившая смерть отца, она обувает сапоги, а поверх платья накидывает шинелеобразное черное пальто. Взрослеет она мгновенно. И эта женщина предоставляет своему мужу теперь ходить босиком, с обнаженной, беззащитной душой.

Сам Отелло, решившись на убийство жены, наносит черную краску на лицо — и обликом своим постепенно все больше начинает напоминать зверя. В финале, уверившись в невиновности Дездемоны, в том, что он «убийца низкий», и раскаявшись, умывает лицо. Очистившись от скверны, он решается на самоубийство.

Однако к концу первого акта, когда Отелло начинает подозревать Дездемону в измене, динамика спектакля меняется. Трагедия, о неизбежности которой в начале пьесы шептался хор в зловещих масках, происходит. И с этих пор от всего, происходящего на сцене, уже невозможно оторваться.

Конечно, «Отелло» питерского режиссера Романа Феодори можно назвать спектаклем Канского драмтеатра с большой долей условности. Главные роли в нем играют красноярские артисты, а сценографией занимался москвич Даниил Ахмедов. Тем не менее приглашение на пусть внеконкурсную, но программу самого престижного фестиваля страны — большая победа для Канска.

Комментарий

Валерий БЕГУНОВ, московский театральный критик

- Меня радует уровень красноярского театрального искусства. Каждый театр, который я видел, был интересен. Понравился спектакль «Убийца» шарыповского театра. Очень хорошие этнические работы театров Хакасии и Тывы. Конечно, жить здесь и не обращаться к этому духовному опыту и мистериям народов, населяющих огромную Сибирь, просто преступно. Наблюдалась вечная полемика, чего должно быть больше — классики или современности. По моим наблюдениям, все-таки в провинции ставят гораздо больше современных пьес, чем, скажем, в Москве.

Наталья Машегова, Наш Красноярский край

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.