Итоги прошлого сезона: подводим черту 29 августа 2011 г.
Новый творческий сезон в крае не за горами, и самое время подвести черту под итогами сезона предыдущего. Правда, прежде я обычно это делала сразу после того, как в театрах отыгрывали последние сезонные спектакли, а в концертных залах — заключительные концерты. Но всё течет, всё меняется. Культурная жизнь в Красноярске становится всё более интенсивной и некоторые творческие организации вообще работают круглый год — например, выставочные залы и художественные галереи. Так что отринем условности и ещё раз вспомним, чем нас порадовал или огорчил прошлый сезон.
Спектакли
Начну с хорошего и сразу замечу, что эти итоги преимущественно красноярские. По краю я в прошлом сезоне почти не ездила, поэтому оценивать его события в полной мере не могу.
Лучшие спектакли — «Дом, где разбиваются сердца» (драма, большая сцена, Красноярский театр им. Пушкина), «Весна священная» (балет, Красноярский театр оперы и балета), «Тэдди» (Красноярский краевой театр кукол), «Места и воспоминания» (драма, малая сцена, Красноярский театр им. Пушкина).
Фестивали сезона — I Всероссийский форум «Балет XXI век», посвященный 100-летию Галины Улановой; фестиваль, посвященный 75-летию со дня рождения первого главного дирижера и художественного руководителя Красноярского симфонического оркестра Ивана Шпиллера (с концертами звезд мировой музыки Николая Луганского, Александра Князева и Вадима Руденко); «Норильские сезоны», в рамках которых состоялись гастроли Московского ТЮЗа (организатор — Фонд Михаила Прохорова); X Канский международный видеофестиваль.
Выездные события — участие трех театров края во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска»; гастроли спектакля Минусинского драмтеатра «И в Сибири сакура цветет» в Японии; Гран-при на фестивале театров малых городов России в Балаково («Саня, Ваня, Римас» в постановке Алексея Песегова, Минусинский драмтеатр); Гран-при и два спецприза на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи («Собаки-якудза», Красноярский ТЮЗ).
Гастролеры — спектакли «Рассказы Шукшина» (Театр наций, Москва), «Light my fire» («Театр. DOC», Москва), Новосибирский театр «Глобус», балалаечник Алексей Архиповский, солист Большого театра Иван Васильев в партии Спартака в балете «Спартак» (на форуме «Балет XXI век»), солист Большого театра Роман Муравьицкий в партии Канио (опера «Паяцы»).
Юбилей сезона — 90-летие народной артистки России Екатерины Ивановны Мокиенко (Красноярский театр им. Пушкина), 50-летие Ансамбля танца Сибири им. Годенко.
Режиссер сезона — главный режиссер театра им. Пушкина Олег Рыбкин. Две сильнейших постановки (см. выше) плюс два фестиваля «ДНК» в течение одного сезона, притом что второй прошел в очень непростых условиях (после того, как случился пожар в здании театра на пр. Мира, 49). Новой площадки театр лишился, но зато его главный режиссер пробил полноценную реконструкцию (в 2012 году), а не косметический ремонт.
Работа художника — Теодор Тэжик («Весна священная»), Игорь Капитанов («Дом, где разбиваются сердца»).
Лучшая мужская роль — Александр Истратьков (Оргон, «Тартюф» и Второй мужчина, «Места и воспоминания» — Красноярский театр им. Пушкина), Виталий Осипов (Дулькамара, опера «Любовный напиток»).
Лучшая женская роль — Елена Привалихина (Гесиона, «Дом, где разбиваются сердца»), Наталья Горячева (Первая женщина, «Места и воспоминания»), Галина Саламатова (Третья женщина, «Места и воспоминания»), Анна Оль (Отчужденная, «Весна священная»), Вера Баранова (Адина, «Любовный напиток»).
Лучший актерский ансамбль — «Дом, где разбиваются сердца», «Места и воспоминания», опера «Сельская честь» (Красноярский театр оперы и балета). В последней блистали три роскошных меццо — Анастасия Лепешинская, Дарья Рябинко и Нина Кириенко.
Тенденция — появление новых творческих лабораторий, чему в немалой степени способствовал фестиваль современной драматургии «ДНК» (Драма. Новый код») в Красноярском театре им. Пушкина. В прошлом сезоне уже во второй раз прошла такая лаборатория в Канске, в этом эстафету подхватил Красноярский ТЮЗ. Не удивлюсь, если к концу сезона к лабораторному движению подключатся Норильск и Минусинск.
Прорыв сезона — из прочтения пьесы на третьем «ДНК» наконец-то родился спектакль, «Самый легкий способ бросить курить» В. Дурненкова в постановке Егора Чернышова. Хочется, чтобы спектаклей после каждого фестиваля в репертуаре наших театров появлялось больше (и не только в театре им. Пушкина, но и в Канске, и в ТЮЗе — как результат их лабораторий). На четвертом «ДНК» самыми многообещающими заявками на постановки стали «Язычники» А. Яблонской (режиссер Семен Александровский) и «Малыш» М. Ивашкявичуса (Андрюс Саулюс Даряла).
Елена Коновалова, Интернет-журнал «Красноярск Дейли»
Назад к списку статей |