145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Драматургия на КРЯККе
10 января 2012 г.

Больше недели прошло после КРЯККа, я благополучно укатил на медиаполигон «Русского репортера» в Новосибирск, совершенно забыв рассказать вам о массе, так сказать, профильных ярмарочных мероприятий. Возвращаем долги. Первый в списке - проект «Новая немецкая драматургия», который представляли театр им. А.С. Пушкина и Немецкий культурный центр им. Гете.

То, что творческий союз Пушкина и Гете под водительством Олега Рыбкина удастся, было очевидно априори. Более того, несколько знакомых честно признались, что для них театральные читки - это одно из самых важных событий на ярмарке. Отвесим реверанс «пушкинцам» за то, что превратили эксперимент в хорошую традицию. Вообще, «новая драма» - продукт специфический, для неподготовленных желудков он грозит несварением с последующим извержением в массы гневных эмоций и недопереваренных мыслей. Увы, вам, слабые духом и телом!

Как-то так получилось, что пьеса «Путешествие Алисы в Швейцарию» Лукаса Бэрфуса, которая открывала программу читок, показалась мне наиболее интересной из подборки. Неизлечимо больная девушка ищет помощи у швейцарского врача, который специализируется на проведении эвтаназии, и потому получил прозвище «Доктор Смерть». Он считает, что право выбирать свою смерть должно стоять в одном ряду с прочими правами свободного человека, а потому сопротивляется давлению со стороны профессионального сообщества и всеми силами помогает пациентам завершить свою жизнь достойно. Предельный лаконизм (правда, озвучивали ее с «купюрами»), бесспорная актуальность для европейского зрителя, ювелирно ограненные характеры и неплохое исполнение Сергея Селеменева и Натальи Горячевой - все было аккуратно, страшно и очень умно.

Вторая пьеса авторства Фалька Рихтера называлась «В чрезвычайном положении», и во время ее прочтения я со свойственным мне злорадством наблюдал за зрителями, которые забрели сюда случайно. Сюжет, выстроенный вокруг легко прочитываемой метафоры, был до уютности шизофреничен - ночной разговор-исповедь членов типичной западной семьи, которая прячется от мира за высокими стенами частного поселка. Там, снаружи - нищета, преступность, болезни, социальная деклассификация и четыре всадника Апокалипсиса, которые не спят и видят, как бы проникнуть внутрь. Предателем, который откроет двери беде, может оказаться даже собственный сын, никому нельзя верить. К сожалению, основная партия в пьесе принадлежит супруге, которую оттеняет немногословный муж, а женская истерика, как я уже когда-то говорил, чрезвычайно быстро утомляет. Пусть и в исполнении Людмилы Михненковой.

Последняя из пьес - «Дождь в Нойкельне» Пауля Бродовски была самой многочисленной по количеству персонажей и самой слабой по тексту. История шести или семи жителей Берлина, сплетенная в один клубок, отдавала отчетливым голливудским запашком. Там есть таксист, точильщик ножей, уличный лис (!), турок-гастарбайтер, девушка-манекенщица, еще ряд героев, прекрасных и ярких по отдельности, но совокупно создающих пагубную для современной драматургии избыточность. Планка, столь высоко заданная первым текстом читок, в итоге так и осталась не взятой.

Общий вывод, который я старательно вычертил на одной из своих извилин, а потом настойчиво делился с каждым встречным - что отечественная «новая драма» очевидным образом проигрывает западной. Там, где наши авторы стараются «взять» зрителя натурализмом и нисходящей до маргинальности стилистикой, иностранцы справляются за счет простых, очевидных каждому типажей и скупого, но не лишенного эстетики социального фона. Оттого наши пьесы при всей их документалистичности часто кажутся искусственными, ориентированными на узкие группы, просто грубыми, и это все чертовски досадно.

А вы ведь тоже наверняка ходили на читки, да? Поделитесь впечатлениями!

Евгений Мельников, Интернет-газета Newslab.ru

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.