Из России с любовью 28 сентября 2012 г.
На сцене иркутского драмтеатра в минувшее воскресенье открылись гастроли Красноярского драматического театра им. А.С.Пушкина. Несмотря на территориальную близость, коллектив приехал в Иркутск впервые, но зато привез сразу десять спектаклей для самого разного зрителя. В гастрольной афише значатся детские сказки, постановки по классическим произведениям, легкие комедии, современная драматургия, но первым большим спектаклем, показанным иркутской публике, стали «Темные аллеи» Бунина в постановке главного режиссера красноярского театра Олега Рыбкина. Красноярский драмтеатр им. А.С.Пушкина совершенно закономерно решил открыть гастроли с одной из самых масштабных своих постановок. Спектакль «Темные аллеи» — с его массивными декорациями в виде огромного корабля с трудом уметается на сцене и как будто специально создан для того, чтобы показать театр во всей красе. На сцене — почти вся труппа, плюс студентки красноярского хореографического колледжа и дети. Одних только персонажей в программке указано более двадцати, и у каждого из них своя история и судьба, которая рассказывается зрителю. Как дополнительный аргумент в пользу удачного выбора постановки на открытие стоит отметить и то. что внутри одного большого действия благодаря находке режиссера Олега Рыбкина и художника-постановщика Ильи Кутянского в буквальном смысле разыгрываются еще несколько мини-спектаклей. Здесь даже устроена небольшая сцена со своим занавесом, служащая для разыгрывания воспоминаний героев, причем сыгранных каждый раз в новой манере. Таким образом, перед зрителем проносится целый репертуар, состоящий из рассказов Бунина. Бунинская проза вообще не самый простой материал для театра, а если учесть, что поставлены были не одно или два произведения, а целый цикл рассказов, то смелостью режиссера Олега Рыбкина можно только восхититься. Как удержать зрительское внимание и не дать запутаться, каким образом соединить столь разные истории в единое повествование и подвести к одной мысли? «Это свободное сочинение на основе пятм-семи рассказов, поэтому они переходят один в другой, где-то обрываются, где-то продолжаются снова, — говорит режиссер. — Но все они объединены общей ситуацией. Вместе с драматургом Ольгой Никифоровой мы придумали, что все герои плывут на корабле». На заднике сцены — черно-белая хроника с пароходом, увозящим в вечное изгнание иммигрантов: здесь отсылка и к судьбам тех, кто вынужден был покинуть страну в начале прошлого века, и к биографии самого Бунина, который, как известно, писал свою самую лиричную книгу уже за пределами России. А в спектакле — вместе с автором, незримо присутствующим на сцене, на корабле плывут все герои этих рассказов: «Генрих», «Мадрид». «Пароход «Саратов». «Второй кофейник», «Месть». «Темные аллеи» и так далее. Некоторые лишь обозначены, другие рассказаны (вернее, показаны, разыграны) целиком, но в каждом из них присутствует любовная тема, и чаще всего это несчастная или трагичная любовь. Но вспоминают о ней герои с невероятной благодарностью, как о высшем благе, так. что в какой-то момент возникает ощущение, что само это чувство сливается в их сознании с ощущением страны, которую они покидают. В то же время все они. невзирая на возраст, прощаются и со своей молодостью, которая тоже ассоциируется с Россией. Но впереди — Константинополь, и никто из них, даже если хочет, не может повернуть назад. Спектакль, поставленный на красноярской сцене в 2009-м. странным образом сегодня, пожалуй, еще более актуален, чем три года назад, поскольку покидающих Россию с каждым годом становится все больше и больше. Поэтому в постановке можно прочитать и послание режиссера к зрителям — если уж не призыв к тому, чтобы остановиться, то возможность прочувствовать ту боль, которую испытывали люди, уезжавшие из России — с любовью к ней. Антон Кокин. Газета «Восточный Формат» (от 11.09.12)
Назад к списку статей |