«Нашествие «Варваров» 28 декабря 2012 г.
Отечественная классика, к величайшему сожалению, - не частый гость на российских подмостках. Тем приятней, что театр Пушкина обращается к шедеврам классической драмы с похвальной регулярностью. Прошлый сезон был отмечен премьерой пьесы Александра Островского «Лес» (режиссер Сергей Ражук); нынешний – порадовал зрителя спектаклем «Варвары» по пьесе Максима Горького в постановке Олега Рыбкина.
В затхлый заштатный городишко на строительство железной дороги приезжают два инженера, Черкун и Цыганов (актеры Дмитрий Корявин и Яков Алленов) – люди по жизненному опыту и системе приоритетов разительно отличающиеся от местных обывателей. И благопристойная скука городка взрывается фейерверком событий: обольщаются чужие жены, изгоняются собственные, молодежь подсаживается на шартрез и перестает видеть зло в присвоении казенных денег. Но инженеры ли развратили обитателей Верхнеполья, или же сами культуртрегеры стали жертвой провинциальной трясины – потускнели, поглупели, опошлились? Вопрос открытый, и решить его предстоит зрителю.
Любопытный парадокс – образы и коллизии пьесы, написанной более века назад, на сегодняшний день представляются более актуальными, чем в недавнем прошлом. Завершив путешествие по витку спирали, мы вновь оказываемся в зоне сейсмоактивности, когда тектонические плиты старого общественного строя и новой социально-экономической формации в антагонистическом движении сталкиваются, сокрушая друг друга, перемалывая судьбы людей, имевших несчастье оказаться на линии разлома. Однако неправомерно считать основой сюжета пьесы социальное противостояние; по сути своей пьеса гораздо глубже, тоньше, психологичней, и этот ментальный контекст вполне удалось отразить Олегу Рыбкину. Дух и стиль драматургии Горького переданы с замечательной точностью. Жесткая графичность образов, порой доходящая до гротеска, до карикатурной остроты, проявляется и в оформлении декораций (художник – Олег Головко), выдержанных в ахроматических тонах. Основное действие развивается на фоне двух масштабных конструкций - железнодорожного виадука и неопрятно сколоченного дощатого забора, как бы олицетворяющих две ипостаси «варварства»: патриархальную косность и машинерную жестокость новой цивилизации.
Спектакль доставляет удовольствие обилием ярких актерских работ. Впечатлила игра Сергея Селеменева (Маврикий Монахов), по-снайперски – пуля в пулю – вонзающего каждую реплику, каждую интонацию. Талант и личное обаяние позволили Алексею Исаченко совершить маленькое чудо: превратить своего малосимпатичного героя, сплетника и доносчика Павлина Головастикова, в трогательный персонаж, внушающий зрителю сострадание и жалость. Приятно видеть несомненный творческий рост дебютантки прошлого сезона Яны Няньчук (Катя Редозубова); в совершенно новом, неожиданном образе предстает перед зрителем Ольга Белоброва (Лидия Богаевская). Вообще о женских ролях можно говорить долго и восхищенно, не напрасно со дня первой постановки пьеса «Варвары» была оценена критикой, как драма о женских судьбах. И эпицентром любовной интриги в спектакле является опять-таки женщина, Надежда Монахова (Анна Домникова). Александр Блок называл ее даже «истинной героиней пьесы, за неимением в оной героя». «Она, - писал Горький, - искренно верит в возможность какой-то великой, пламенной и чистой любви, верит в человека-героя, достойного этой любви. Она любит Черкуна с первого взгляда - за его смелые глаза, резкие движения, она думает, что вот — герой!.. В последнем акте она не может сразу поверить в свою ошибку, но, когда она убеждается, что ошиблась, - в этот миг её сердце умирает». Но в современной постановке этот образ – едва ли не самый потенциально уязвимый элемент, по той причине, что представления о женской привлекательности существенно изменились за сто лет. Очаровательная наружность, чувствительное сердце и томные манеры – в начале XX века этих качеств было достаточно, чтобы увидеть в даме воплощение вечной женственности, инфернальницу, Цирцею, королеву Маб (отсутствие интеллекта – приветствуется). В реалиях же сегодняшнего дня наивность Надежды Монаховой, сопоставимая с верой в Деда Мороза, способна не только существенно снизить градус сопереживания героине, но даже совершенно трансформировать образ, превратить его в чисто комедийный, фарсовый. Точно так же современный зритель не понимает, что фраза Цыганова «Жорж! Ты смотришь на этот город, как Атилла на Рим!» - шутка; Цыганов путает Атиллу с Аларихом. Налицо две русских беды – недостаток искренности и хорошего классического образования.
Не буду называть имена известных актрис, которым с треском удалось провалить роль Надежды Монаховой – Анна Домникова не из их числа. Ее героиня – не просто сексапильная женщина, страстно ищущая великой, высокой любви, о которой пишут в романах. Она – дитя во взрослом, прагматичном мире; ее романтические грезы – оружие защиты от серости и пошлости окружающей жизни. Она не глупа – она кристально честна. Мечта предает ее, но сама героиня Анны Домниковой не способна на предательство – как верный паладин, она гибнет вместе со своим наивным, игрушечно-сказочным королевством… Ольга Черненькая. Журнал Renome № 12 2012 г.
Назад к списку статей |