«Варварство любовного многоугольника» 12 февраля 2013 г.
Одна из наиболее ярких линий в свежей премьере Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина, спектакле «Варвары» - роковое обаяние любовного многоугольника.
Разрушительную эгоистку Надежду Монахову, здесь в ее роли выступила красавица Анна Домникова, беззаветно любит муж Маврикий (сильная работа Сергея Селеменева), а еще доктор Макаров (обворожительный Даниил Коновалов). Она не любит ни одного. Замуж вышла по необходимости – не комильфо красивой женщине оставаться одинокой в маленьком городе, а ухаживания доктора ее возвышенной, взлелеянной на любовных романах душе противны. Прекрасно о романтическом настрое и естественности героини писал автор пьесы Максим Горький: «Она искренно верит в возможность великой, пламенной и чистой любви, верит в человека-героя, достойного этой любви». Жаль, что эта пламенность Монаховой не очевидна в спектакле. И вот в городок приезжают инженеры. Их драматург и называет «варварами». Поначалу-то они представляются провозвестниками нового, продвинутого и современного мира, а потом оказываются смутьянами, которые патриархальным предрассудкам «старого» мира противопоставляют лишь собственные душевные пустоты. Егор Черкун, рыжий (остроумная придумка в спектакле – не парик для него рыжий, а оранжевая кофта с капюшоном) харизмат, кажется Монаховой соответствующим всем ее представлениям о «супермене», встречи с которым она так долго ждала. Она в него влюбляется, а он в нее – нет. Его воображение поразила Лидия Богаевская (актриса Ольга Белоброва сделала ее стильной, независимой, стремительной, всегда в полете, амазонкой). Наличие жены, изысканной Анны Федоровны, для Черкуна ничего не значит. Ее любовь, наоборот, тяжела ему. Но развеяться Черкуну с Лидией не судьба – та так и не отвечает взаимностью. В образовавшийся многоугольник вписывается еще Сергей Цыганов, второй приехавший инженер, который ухлестывает за Надеждой Монаховой.
Монахова, Черкун и Цыганов упиваются роковым обаянием сложившейся асимметрии страстей. Сильным, даже пронзительным, накал чувств в этом многоугольнике делают два страдающих персонажа – Маврикий Монахов и Анна Федоровна. Первый сыгран заслуженным артистом России Сергеем Селеменевым так чисто и взаправду, что эпизод, где он просит Черкуна: «Отдайте мне... жену! Отдайте... Больше ничего не имею... всё в ней!» представляется наиболее мощным в постановке. Анна Федоровна в исполнении Екатерины Мишаниной не только вызывает сострадание, но и потрясает тем, как глубоко любит мужа. Веришь, что она готова смиренно ждать, пока вспышка его любовного чувства к Лидии погаснет, и ей вновь будет позволено тихо радоваться бытию рядом с ним – об ответной любви Анна уже и не помышляет...
Психологическим же и объемным спектаклем, по которым, надо сказать, истосковались преданные зрители «Пушки», «Варваров» делает персонаж, прописанный драматургом как второстепенный – помещица Татьяна Богаевская. Ее заслуженная артистка России Галина Саламатова сыграла мудрой, тонкой, деликатной женщиной. Ей делает честь, что, в отличие от еще одного умного обитателя городка – Павлина Головастикова – она не навязывает свою мудрость окружающим. При ней варвары «стесняются говорить пошлости», она напоминает племяннице Лидии о достоинстве – и не потому, что та – Богаевская, а потому, что – человек. «Люди-люди вы мои, человеки», - приговаривает Татьяна Богаевская, за раскладом пасьянса наблюдающая драму, которая разворачивается в многоугольнике. Кажется, она единственный в городе человек, который хочет, чтобы в отношениях между людьми установилась гармония или даже – любовь.
Татьяна Антипьева
Олег Рыбкин, режиссер спектакля «Варвары», главный режиссер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина: «Я впервые поставил произведение Максима Горького. Причем этот автор давно не ставился не только в Пушкинском театре, но и вообще в театрах нашего края. Долгое время его тексты казались излишне социальными; на самом же деле Горький – великий драматург, который нащупал важные болевые точки начала прошлого века, и вдруг сегодня они вновь оказались современными. Пьеса «Варвары» затрагивает важные темы столкновения патриархального и нового времен и показывает, что это не несет ничего позитивного. Ведь просто разрушая одно, не получишь хорошего другого».
Галина Саламатова, заслуженная артистка РФ: «Уметь любить – это очень сложно, нужен особенный талант. Героиня «Варваров» Надежда Монахова была лишена этого самого большого чувства — любви. И всю жизнь свою его искала. Случилось это – беда для кого-то, счастье для нее – она полюбила. Надежда настолько наивный человек, что совершенно не умеет приспосабливаться, прятаться, врать. Ей безразлично, что про нее скажут. И, конечно, она не хочет любви сиюминутной – спрятаться и лобзаться, – считает, что заслужила ее в полной мере».
Татьяна Антипьева
Назад к списку статей |