Не взрыв, но всхлип 13 января 2011 г.
Накануне Нового года в Красноярском театре драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля "Дом, где разбиваются сердца" по одноимённой пьесе Бернарда Шоу. Режиссёр Олег Рыбкин (он же автор музыкального оформления).
Действие происходит в английском доме, похожем на остов старинного корабля, то ли ещё не сошедшего на воду, то ли уже затонувшего и выброшенного на берег (сценография И. Капитанова). Царит атмосфера утраченного комфорта и предощущения на?двигающейся катастрофы, ставшего привычным для людей Запада в наши дни. Хотя пьеса была написана в годы Первой мировой войны, и главные катастрофы века были ещё впереди.
Обитатели дома-ковчега — сборище чудаковатых персонажей, сливки английского общества, цвет интеллигенции. Все они, выражаясь чеховским языком — "недотёпы" с разбитыми сердцами. Не случайно Шоу дал пьесе подзаголовок: "Фантазии в русском стиле на английские темы". Не случайным кажется и настойчивый интерес режиссёра к продолжению начатой им в "Чайке" чеховской темы: "Люди просто пьют чай, а в это время рушатся их судьбы..." Ведь и "Старший брат" Вампилова, и "Дом, где разбиваются сердца" Шоу — всё это вариации той же темы, не утратившей актуальности в наши дни. Чехов годится на все времена.
Правда, в постановке недостаточно выражена внутренняя полемика Шоу с Чеховым. А ведь как художники они были очень разные. Шоу куда менее поэтичен (никаких подтекстов и зыбких полутонов) и более рационален ("У него больше мозгов, чем следует", — раздражённо отзывался об англичанине Лев Толстой). Персонажи пьесы Шоу, при всей их гротескности, слишком приземлённы, прагматичны. Самый непредсказуемый из них — капитан Шатовер (народный артист России Валерий Дьяконов) — то ли мудрец, то ли безумец... А все прочие напоминают героев поэмы Томаса Элиота "Полые люди" ("Мы полые люди, мы чучела, а не люди...").
Это и бизнесмен Альфред Менген (заслуженный артист России Виктор Лосьянов), который почему-то внешне похож на Гитлера (может быть, потому, что "премьер-министр предложил ему войти в правительство на правах диктатора", чтобы "спасти страну"), это и темпераментный женолюб и враль Гектор Хешебай (артист Яков Алленов), и обманутая им юная Элли Дэн (артистка Екатерина Мишанина). Романтическая, казалось бы, Элли, мечущаяся натура, в отличие от чеховской Нины, проявляет завидную смекалку и пытается выйти замуж то за Менгена, то за старика-капитана. "Душа, видите ли, очень дорого обходится", — признаётся она капитану, который тут же её охлаждает: "Вы будете есть, а жить вы не будете..." Самой живой и полнокровной представляется дочь капитана, циничная красавица миссис Хешебай (заслуженная артистка России Елена Привалихина). Как отдельные концертные номера воспринимаются анекдотический эпизод с забравшимся в дом вором (который сам требует, чтобы его отдали в руки правосудия), или сцена гипноза, которому подвергается бедный богач, диктатор-плакса Менген. Кстати, именно вор и Менген погибают в финале. Забавной кажется придуманная режиссёром "дама из филармонии" (артистка Наталья Горячева, не упомянутая почему-то в программке) — она оживляет и осовременивает своими музыковедческими "комментариями" всё действо, внося в него дух абсурда и постмодернистского озорства. Атмосфера абсурда усиливается, когда персонажи начинают вдруг раздеваться — и этот надрывный стриптиз напоминает уже не Чехова, а "Бобок" Достоевского с прозвучавшим там лозунгом "Заголимся и обнажимся!.."
Всем этим "полым людям" очень хочется быть живыми и настоящими, но они лишь томятся от скуки и скулят о своих "разбитых сердцах". "В этом мире никогда ничего не случается!" — восклицает Мадзини Дэн (народный артист России Василий Решетников), хотя мир трещит и рушится на их глазах. В этот игрушечный детский мир грубо вмешивается война, происходит налёт германской авиации, и вот уже совсем рядом гремят взрывы, и персонажи мечутся во мраке в белых касках, с фонариками...
Но почему-то даже в этих эпизодах нет ощущения подлинной катастрофы. Финал кажется эмоционально вялым, недостаточно ярким и впечатляющим. И опять вспоминаются слова из "Полых людей" Элиота: "Вот как кончится мир — не взрыв, но всхлип". Эдуард Русаков, Красноярский рабочий
Назад к списку статей |