«ОДИНОЧЕСТВО ЖАННЫ» 08 апреля 2013 г.
Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина показал премьеру мелодрамы Ярославы Пулинович "Жанна" в постановке Никиты Рака.
Двадцатипятилетний драматург из Омска, ученица маститого профессионала из Екатеринбурга Николая Коляды, Ярослава Пулинович сегодня хорошо известна не только в России, но и за её пределами. Красноярские зрители уже смогли увидеть на сцене ТЮЗа её драмы "Наташина мечта" и "Как я стал..." Сама Ярослава любит повторять слова Антона Чехова: "Театр - не доктор, театр - это боль". И всё делает для того, чтобы зрителю было именно больно. Но эта боль - очищающая.
Конечно, "Жанна" - чистой воды мелодрама, с любовным треугольником, в центре которого сильная женщина с несчастной судьбой, пятидесятилетняя бизнесвумен Жанна Георгиевна (заслуженная артистка России Людмила Михненкова), а по сторонам - молодые неустроенные двадцативосьмилетний Андрей (Виталий Козырев) и девятнадцатилетняя Катя (Анастасия Медведева).
Однако режиссёр Никита Рак, освобождая пьесу от присутствующих в ней бытовых мелочей, например, эффектных эпизодов переодеваний главной героини, превращающих её из деловой дамы в пожилую, битую жизнью женщину, или сцены мытья полов и посуды,- придаёт ей философский смысл и социально значимую глубину.
И все эти ящики, выстроенные на сцене художником-постановщиком Лёшей Лобановым и напоминающие то ли офисные атрибуты, то ли те самые коробки, которые сопровождают нас всю жизнь при переездах с одного места жительства на другое, постоянно передвигаются по сцене, превращаясь то в шикарную квартиру, то в скромную "однушку". Впрочем, этому перевоплощению помогает закадровый дикторский текст-комментарий, элегантно исполненный народным артистом России Алексеем Исаченко, и вместе с рефреном звучащими мелодиями из популярных телепередач - "Спокойной ночи, малыши!", "Международная панорама", "Поле чудес", "Время" - создаёт некое актуальное эфирное пространство. То ли в самом деле мы смотрим очередное "мыло", то ли постановщик постоянно над нами подсмеивается?
Но до смешного ли, если блистательно играющая Жанну Людмила Михненкова выворачивает нутро своей героини буквально наизнанку и по праву делает свою роль бенефисной, несмотря на массу окружающих её персонажей? Жизнь Жанны - настоящие качели, бросающие её то вниз, то вверх. И намешано в характере этой женщины много и хорошего, и мерзкого.
Надо признать, что давненько эта коренная для красноярского театра актриса не играла подобных ролей, а прежде всего вспоминаются женские судьбы - давняя работа Людмилы Михненковой в мелодраме Виктора Мережко "Я - женщина" и лихо сыгранная ей в паре с Галиной Саламатовой трагикомедия "Бывшие сёстры" Андрея Васильева, которая, к сожалению, шла на красноярской сцене не очень долго.
Заслуженный артист России Эдуард Михненков, играющий бизнесмена Виталия Аркадьевича, также довольно давно не получал ничего похожего - на его долю выпадали роли то "графьёв", то каких-то престарелых персонажей, а ведь актёр способен на многое, что он воочию продемонстрировал, пронзительно рассказывая о родственной своей душе в этом мире одиночества - трёхлетней дочке Вареньке. "Дура ты, дура, Жанна!" - только и смогла произнести героиня спектакля, поняв, что и здесь ей ничего не светит, потому что отрывать отца от дочери - грех невероятный.
Жанна выросла в лихие девяностые, вынужденная выживать без семьи, без денег, вступая в схватку с бандитами и рэкетирами. "И такая сила во мне, такая вера, такое чутьё звериное проснулись! - признаётся во время монолога с мальчиком по вызову (Никита Косачёв) Жанна.- Я в тот момент женщиной стала, веришь - нет? Я такую страсть испытала, и азарт, и адреналин, что ни с одним мужиком мне потом так кайфово не было!" А мальчик по вызову в ответ на её признание, глядя в телевизор, тупо выдаёт: "Не, какой смешной этот Губка-Боб..."
Она выиграла - и сегодня владелица солидной сети продуктовых магазинов "Вкуснятина". Но стоит вспомнить на сей счёт слова Катерины из фильма "Москва слезам не верит": "Вот только, когда всего добьёшься, волком выть хочется..." Жанна добилась всего - восьмикомнатная квартира, шикарная мебель, электронные прибамбасы и, конечно же, пусть маленькая, но власть - над подчинёнными, которую она демонстрирует в сцене "девичника", по сути дела, сталкивая лбами нерешительную Вику (Оксана Томина) и циничную карьеристку Ольгу (Ирина Иванова).
Она выиграла, но её предал муж, её и её мать предал, когда ушёл к другой женщине, отец (сцена на кладбище, где, стоя перед памятником отцу, Жанна произносит очередной прочувствованный монолог, едва ли не лучшая в спектакле). У неё нет семьи, нет друзей (только приятели - собутыльники), а так хочется ребёнка. Может быть, поэтому Жанна так привязалась к, по сути дела, мальчишке Андрею? И поэтому, когда он тоже предал её, отомстила ему - жестоко и беспощадно, оставив без работы, жилья, денег.
А финал, который, казалось бы, вот-вот может оказаться розовым и всепрощающим, Никита Рак и Ярослава Пулинович переписали (это произошло год назад на красноярском фестивале "Драма. Новый код", где был впервые представлен эскиз спектакля). И вместо "Дальше будет новый день..." (именно так первоначально звучит название пьесы) на бедные зрительские головы вываливается нечто шокирующее, ставящее всё буквально с ног на голову.
И стоят Жанна, Катя и Андрей перед открывшейся где-то в вышине, над составленными в виде пирамиды ящиками, заветной дверью, предлагающей героям сделать очередной выбор. Какой?
На этот вопрос красноярские зрители стараются ответить вместе с театром. Красноярская "Жанна" вызвала в зале и смех, и слёзы, и заинтересованную реакцию, почему главная героиня так похожа на многих наших современниц, ими можно гордиться и жалеть одновременно, но неужели они не достойны настоящего счастья?.. Сергей ПАВЛЕНКО. «Красноярский рабочий»
Назад к списку статей |