145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«ОДИНОЧЕСТВО ЖАННЫ»
08 апреля 2013 г.

 

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина показал премьеру мелодрамы Ярославы Пулинович "Жанна" в постановке Никиты Рака.

Двадцатипятилетний драматург из Омска, ученица маститого профессионала из Екатеринбурга Николая Коляды, Ярослава Пулинович сегодня хорошо известна не только в России, но и за её пределами. Красноярские зрители уже смогли увидеть на сцене ТЮЗа её драмы "Наташина мечта" и "Как я стал..." Сама Ярослава любит повторять слова Антона Чехова: "Театр - не доктор, театр - это боль". И всё делает для того, чтобы зрителю было именно больно. Но эта боль - очищающая.

Конечно, "Жанна" - чистой воды мелодрама, с любовным треугольником, в центре которого сильная женщина с несчастной судьбой, пятидесятилетняя бизнесвумен Жанна Георгиевна (заслуженная артистка России Людмила Михненкова), а по сторонам - молодые неустроенные двадцативосьмилетний Андрей (Виталий Козырев) и девятнадцатилетняя Катя (Анастасия Медведева).

Однако режиссёр Никита Рак, освобождая пьесу от присутствующих в ней бытовых мелочей, например, эффектных эпизодов переодеваний главной героини, превращающих её из деловой дамы в пожилую, битую жизнью женщину, или сцены мытья полов и посуды,- придаёт ей философский смысл и социально значимую глубину.

И все эти ящики, выстроенные на сцене художником-постановщиком Лёшей Лобановым и напоминающие то ли офисные атрибуты, то ли те самые коробки, которые сопровождают нас всю жизнь при переездах с одного места жительства на другое, постоянно передвигаются по сцене, превращаясь то в шикарную квартиру, то в скромную "однушку". Впрочем, этому перевоплощению помогает закадровый дикторский текст-комментарий, элегантно исполненный народным артистом России Алексеем Исаченко, и вместе с рефреном звучащими мелодиями из популярных телепередач - "Спокойной ночи, малыши!", "Международная панорама", "Поле чудес", "Время" - создаёт некое актуальное эфирное пространство. То ли в самом деле мы смотрим очередное "мыло", то ли постановщик постоянно над нами подсмеивается?

Но до смешного ли, если блистательно играющая Жанну Людмила Михненкова выворачивает нутро своей героини буквально наизнанку и по праву делает свою роль бенефисной, несмотря на массу окружающих её персонажей? Жизнь Жанны - настоящие качели, бросающие её то вниз, то вверх. И намешано в характере этой женщины много и хорошего, и мерзкого.

Надо признать, что давненько эта коренная для красноярского театра актриса не играла подобных ролей, а прежде всего вспоминаются женские судьбы - давняя работа Людмилы Михненковой в мелодраме Виктора Мережко "Я - женщина" и лихо сыгранная ей в паре с Галиной Саламатовой трагикомедия "Бывшие сёстры" Андрея Васильева, которая, к сожалению, шла на красноярской сцене не очень долго.

Заслуженный артист России Эдуард Михненков, играющий бизнесмена Виталия Аркадьевича, также довольно давно не получал ничего похожего - на его долю выпадали роли то "графьёв", то каких-то престарелых персонажей, а ведь актёр способен на многое, что он воочию продемонстрировал, пронзительно рассказывая о родственной своей душе в этом мире одиночества - трёхлетней дочке Вареньке. "Дура ты, дура, Жанна!" - только и смогла произнести героиня спектакля, поняв, что и здесь ей ничего не светит, потому что отрывать отца от дочери - грех невероятный.

Жанна выросла в лихие девяностые, вынужденная выживать без семьи, без денег, вступая в схватку с бандитами и рэкетирами. "И такая сила во мне, такая вера, такое чутьё звериное проснулись! - признаётся во время монолога с мальчиком по вызову (Никита Косачёв) Жанна.- Я в тот момент женщиной стала, веришь - нет? Я такую страсть испытала, и азарт, и адреналин, что ни с одним мужиком мне потом так кайфово не было!" А мальчик по вызову в ответ на её признание, глядя в телевизор, тупо выдаёт: "Не, какой смешной этот Губка-Боб..."

Она выиграла - и сегодня владелица солидной сети продуктовых магазинов "Вкуснятина". Но стоит вспомнить на сей счёт слова Катерины из фильма "Москва слезам не верит": "Вот только, когда всего добьёшься, волком выть хочется..." Жанна добилась всего - восьмикомнатная квартира, шикарная мебель, электронные прибамбасы и, конечно же, пусть маленькая, но власть - над подчинёнными, которую она демонстрирует в сцене "девичника", по сути дела, сталкивая лбами нерешительную Вику (Оксана Томина) и циничную карьеристку Ольгу (Ирина Иванова).

Она выиграла, но её предал муж, её и её мать предал, когда ушёл к другой женщине, отец (сцена на кладбище, где, стоя перед памятником отцу, Жанна произносит очередной прочувствованный монолог, едва ли не лучшая в спектакле). У неё нет семьи, нет друзей (только приятели - собутыльники), а так хочется ребёнка. Может быть, поэтому Жанна так привязалась к, по сути дела, мальчишке Андрею? И поэтому, когда он тоже предал её, отомстила ему - жестоко и беспощадно, оставив без работы, жилья, денег.

А финал, который, казалось бы, вот-вот может оказаться розовым и всепрощающим, Никита Рак и Ярослава Пулинович переписали (это произошло год назад на красноярском фестивале "Драма. Новый код", где был впервые представлен эскиз спектакля). И вместо "Дальше будет новый день..." (именно так первоначально звучит название пьесы) на бедные зрительские головы вываливается нечто шокирующее, ставящее всё буквально с ног на голову.

И стоят Жанна, Катя и Андрей перед открывшейся где-то в вышине, над составленными в виде пирамиды ящиками, заветной дверью, предлагающей героям сделать очередной выбор. Какой?

На этот вопрос красноярские зрители стараются ответить вместе с театром. Красноярская "Жанна" вызвала в зале и смех, и слёзы, и заинтересованную реакцию, почему главная героиня так похожа на многих наших современниц, ими можно гордиться и жалеть одновременно, но неужели они не достойны настоящего счастья?..

Сергей ПАВЛЕНКО. «Красноярский рабочий»

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.