«Шорох, Узбек и Толстой со Столыпиным» 24 июня 2013 г.
Персональный топ событий ДНК-2013
Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код», в шестой раз прошедший в Красноярском театре имени А.С. Пушкина, был посвящен памяти выдающегося театрального режиссера Петра Фоменко, ушедшего из жизни в начале театрального сезона.
Что программа будет содержательной, стало понятно после первого события фестиваля – премьеры спектакля «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе современного белорусского драматурга Дмитрия Богославского в постановке главного режиссера Красноярской драмы Олега Рыбкина, ученика Петра Фоменко, которого называли Мастером психологизма. Умный, с осязаемой вуалью тяжелых душевных переживаний героев, текст о поисках любви в отношениях между сыном и отцом бережно воплощен потрясающе эмоционально-гибкими актерами с деликатной подачи режиссера. Это стало больше, чем просто представлением, играемым на сцене. После спектакля в зале повисла тишина. Зрители воодушевленные или взволнованные, некоторые с покрасневшими глазами и следами слез. Создалось ощущение, что в плетении макраме психологических нюансов ученик шагает в ногу с Учителем.
Многие события яркие и непроходные. Чрезмерно жесткая пьеса «Болото» (муж насилует жену, священник – родную сестру, и т.д.), острота и горечь документального проекта «Второй акт. Внуки» о наследниках солдат НКВД, новаторство и простота проекта «Реальность» (каждый может снять кино о собственной жизни, и мне захотелось)… Но есть такие, которые «легли» в копилку впечатлений по-особенному значимыми. Документальный проект «Узбек», представленный гостем ДНК, актером и режиссером Театра.doc Талгатом Баталовым. Он рассказывает личные истории – как получал российский военный билет, писал письмо узбекскому президенту с мотивацией, почему хочет отказаться от родного гражданства, каким иезуитским способом ему достался российский паспорт. Через личные истории открывает свежий и честный взгляд на Россию. Интонация Талгата – будничная, бытовая, естественно, без тени театрального апломба – создает эффект доверительного искреннего разговора о насущном и наболевшем. Это было по-настоящему круто. Это вызвало восторг! Также мощно, как и «Тихий шорох…»
И заключительный спектакль от Театра.doc «Толстой-Столыпин. Частная переписка» прозвучал актуально не только потому, что в переписке двух русских мыслителей – узнаваемые детали современной российской жизни. Вплетенная в диалог «умищ», казалось бы, бытовая история о том, как баба свекра топором зарубила, стала поводом для зрителей поразмышлять о мистическом происхождении зла внутри доброй души и о том, насколько чутко мы осознаем, что «все под Богом ходим». И еще – по соединению двух планов, реального (Толстой и Столыпин говорят о делах насущных) и вымышленного (сюжет с бабой-убийцей, о которой, при этом, в спектакле прозвучало: «У солнышка да у дождя своя справедливость. Наша, бабья, она поближе к этой будет») этот финальный показ фестиваля совпал в моем воображении с первым. В «Тихом шорохе» также было неясно, где, на самом деле, истончается реальность и рождается игра подсознания.
Татьяна Антипьева Татьяна Антипьева. «АиФ на Енисее»
Назад к списку статей |