145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина»
21 января 2014 г.

Новогодние праздники драматический театр встречает большим музыкальным спектаклем по знаменитому роману Роберта Л. Стивенсона. Огромный потенциал этой постановки реализован хорошо если вполовину; впрочем, и того, что есть, достаточно для приятного погружения в пиратскую романтику.

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. ПушкинаХулиганский не-мюзикл, 1 час 50 минут, большая сцена, 6+

Говорят, что спектакль создавался с прозаического листа, без оглядки на уже существующие инсценировки романа; популярная история в версии режиссера Артема Терехина обзавелась сразу двумя Джимами Хокинсами, оригинальным финалом и некоторыми сюжетными вывертами по ходу повествования. Тем не менее, в постановке ощущается сильное влияние незабвенного творения «Киевнаучфильма», откуда некоторые сцены и типажи оказались списаны почти целиком. Осознанно или нет — вопрос другой; в любом случае, вряд ли для современного поколения детей сработает эффект узнавания, поэтому можно говорить, что Терехин в некотором роде освежил классику отечественной мультипликации. Иное дело, что сама структура спектакля прямо-таки взывает к коллективной памяти маленьких зрителей, которой вполне может на месте не оказаться.

Начинается все с того, что на сцене появился элегантный «взрослый» Джим в исполнении Дмитрия Боркова и отчего-то (отчего именно — станет ясно в самом конце) решил пересказать авантюру своей юности. Дальше уже традиционно: одинокий Джим Хокинс (Станислав Линецкий) проживает в трактире «Адмирал Бенбоу», куда в какой-то момент заявляется старый пират с таинственным сундучком. Потом по его душу прибывают другие подозрительные личности, в том числе страшный Слепой Пью с крючковатой тростью, начинается какая-то возня вокруг сундука, минуте на двадцатой впервые говорится о карте, а под занавес первого действия герои отплывают-таки из Бристоля навстречу приключениям. Долгое до избыточности раскручивание сюжета простят уже знакомые с ним люди, но сложно судить, как к этому отнесутся дети, никогда не прятавшиеся в условной бочке из-под яблок «как Джим», чтобы подслушать разговоры взрослых. На письмо сквайра Трелони о наеме корабля и знакомстве с Сильвером, например, отведено примерно столько же времени, сколько и на первую встречу Хокинса с Беном Ганом, и следствием такого уравнивания разных по важности элементов становится крайне неровный темп всего спектакля.

Напротив, несомненный успех постановки — это её музыкальная и хореографическая составляющие. Первая обеспечена живым бэндом из двойников Хокинса, то и дело наигрывающих на контрабасе и настукивающих на ударных что-нибудь залихватское; правда, иногда музыканты просто подолгу наблюдают за происходящим из глубины сцены. В иных случаях в дело вступает женский хор (Мария Алексеева — Анастасия Медведева — Ольга Белоброва — Екатерина Мишанина) и могучая Калипсо (Наталья Горячева), которые своими русалочьими напевами придают расползающейся под пальцами материи спектакля и живость, и необходимую плотность. Что же касается хореографии (за эту часть в постановке отвечала Наталья Шурганова), то именно пластическим решениям спектакль обязан многим своим запоминающимся эпизодам, начиная от безумной пляски Виктора Лосьянова в обличии Билли Бонса и заканчивая решающим походом пиратской вольницы за сокровищами — сценой, которая удержит спектакль на плаву даже в семибальный шторм.

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. ПушкинаМеханика действия насыщена множеством декоративных решений разной степени очевидности. Какие-то из них весьма дурашливы, и потому выглядят легко и свежо: так, например, осада форта напоминает детскую игру, поскольку джентльмены прячутся за зеленым пианино, а пираты вместо ядер обстреливают их «сердитыми птичками». Другие же режиссерские ходы не доводятся до конца, чем скорее усложняют, чем украшают постановку — скажем, историю Бена Гана зачем-то сопровождает кукольный спектакль. Над чем-то предстоит поразмыслить отдельно: так, когда погибает Слепой Пью, проваливаясь в тартарары, вверх взмывает маленький белый шарик, и это кажется неожиданно и остроумно. Однако в момент объяснения Хокинса и Израиля Хенкса такие шарики наполняют небо; что это — погубленные пиратом души? мертвые матросы, павшие в битве за сокровища? просто симпатичный эффект, сопровождающий нравоучительную беседу?

Наконец, удивительная штука происходит с персонажами, поскольку второстепенные герои — тот же Хенкс (Иван Янюк) или юный Дик (Сергей Даниленко) кажутся и смешнее, и интереснее, и в целом проработаннее, чем герои первого плана, включая самого Долговязого Джона Сильвера. Владимир Абакановский в этой роли, вероятно, еще не до конца освоился со своим костылем, и на управление этой штуковиной тратит львиную долю своей харизмы. А ведь у него серьезные конкуренты, и если Сильвер позволит себе слабину, то в коварном судовом коке ребята увидят лишь копию Джека Воробья.

В любом случае, новенькой «Эспаньоле» и её экипажу ещё предстоит поскитаться по гостеприимным залам городских дворцов культуры, расплескивая по их высоким потолкам бутлегерские мелодии и зеленоватый свет. Команда попривыкнет к судну, и тогда уже можно будет решать, стоило ли золото Флинта тех усилий, которые были потрачены на экспедицию за ним.

Но, простите, крик души — как же можно было забыть про попугая?!

 

Евгений Мельников для new.sibdrama.ru

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.