ДНК-VII: наследственность, равенство и безысходность 07 августа 2014 г.
«Белый» день фестиваля был отдан на откуп нынешним кураторам «Любимовки» критику Анне Банасюкевич и драматургу Евгению Казачкову. Три пьесы и спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда «Фундаменталисты» можно было собрать для группового фото под большой растяжкой с намалеванной надписью «безысходность». Безысходность — это ни в коем случае не вердикт качеству текстов и даже не общее их настроение, а скорее анамнез персонажей после их драматургических стометровок.
Читку «Тлеющего человека» Александра Демченко, про которого в вестнике фестиваля сказано, что он «тяготеет к маргинальной тематике», наблюдать не удалось; сама же пьеса кажется, «тяготеет» к идеологии Эмиля Золя: пагубная наследственность довлеет над потомками, пороки передаются генетическим путем из поколения в поколения, и на светлую дорогу сыну садиста и алкоголика не вырулить при всем желании.
Прочтение пьесы «Пустота» за авторством Максима Черныша представлял режиссер Талгат Баталов, который, учитывая его работу над документальным спектаклем к юбилею правобережного ТЮЗа, вероятно, скоро в Красноярске пропишется. «Пустота» — это развернутый постранично сценарий к третьей части саги «О чём говорят мужчины» (сходство усугубляет похожесть в этом конкретном случае Владимира Абакановского на Леонида Бараца): множество житейских анекдотов с налетом офисной романтики и в шаблонах потребительской философии, которые складываются в полуторачасовой «фильм» с претензией на хорошую кассу. Текст написан с добродушным осуждением, но без ненависти; он акцентирует внимание на симптомах, не называя причин, и потому умудряется рассказать обо всем на свете, но при этом ни одну из проблем так и не выдрать из житейской почвы, обнажив её корни. Жены, изменяющие супругам, и супруги, предпочитающие глупых нимфеток умным женам, финансовые акулы и глуповатые секретарши, откровения бомжей и философствования отставных десантников, измены и признания в любви — все эти чуть расширенные типажности от души веселят, но не вдохновляют. Звенящая пустота и театр на крыше.
«Фундаменталистов» в исполнении столичных гостей публика приняла хорошо, а после в охотку устроила интеллектуальную бойню на религиозной почве. Спектакль лаконичен, аскетичен и потрясающе эмоционален; много смешных моментов, но смеяться над ними и гадко, и неумно, поскольку это злой смех. Пастор-педант, практикующий сугубо научный подход к религии, пытается вырвать из лап сектантов свою давнюю любовь, а в результате только разрушает чужую жизнь до основания. Постановка состоит из нескольких диалогов, порождающих множество мнимых и реальных оппозиций, центральная, но не самая важная из которых — догматик от ума против догматика от духа. Таким образом, религиозная тема здесь как корка на пироге, она прикрывает скользкую и неприятную проблему принуждения к истине; коснись пирога ножом, и из-под крышки выпорхнут вороны.
Традиционная программа «Запретный плод» традиционно оказалась не слишком запретной и не особенно вкусной: на сей раз это была читка пьесы «Против всех» от коллектива авторов (Ильмира Болотян, Вячеслав Дурненков, Тимур Хакимов). К вечеру артисты из пушкинской труппы, кажется, откровенно устали, и потому история о арт-проекте «Баррикада» группы московских акционистов во главе с одиозным Анатолием Осмоловским ушла в песок без остатка. Сам текст во многом сомнителен: рассказ о том, как амбициозный идеолог попытался при помощи искусства воздействовать на политику, а потом наблюдал крах своих устремлений, оказался на ДНК скорее из-за парочки нецензурных выражений и нескольких фривольных сцен (впрочем, артистами так и не реализованных в соответствии с ремарками), нежели благодаря драматургическим достоинствам. Более того, будучи внятно выстроенным и насыщенным , он кажется не совсем актуальным (что удивительно, учитывая нынешнее наступление государства на искусство) и не слишком притягательным для потенциальных режиссеров. Кроме того, резка пьесы регламента ради не пошла последнему на пользу — из него исчезли крайне удачные моменты, уступив место зрительской зевоте и ежеминутной оглядке на часы. Евгений Мельников для NewsLab.ru (27/04/2014)
Назад к списку статей |