Владислав Жуковский: «В нашей коммунальной квартире меня назвали слесарь-интеллигент» 08 октября 2014 г.
Для заслуженного артиста России Владислава Жуковского наступающий творческий сезон в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина тридцать шестой по счёту. На подмостки старейшего театра края он выходит с 1979 года. Именно тогда выпускник Щепкинского училища покинул родную для него Москву и переехал в Сибирь. За три половиной десятилетия Владислав Яковлевич подарил красноярской публике сто замечательных ролей, а также, являясь преподавателем актёрского факультета академии музыки и театра, воспитал несколько поколений актёров. Вчера Владислав Жуковский отметил юбилей, ему исполнилось 70 лет. “Я себя уже могу отнести к артефактам, — шутит актёр. — Но в случае необходимости могу и пригодиться, прийти на подмогу театру, например, в классическом репертуаре”.
— Вы помните, в каком спектакле вышли впервые на сцену красноярского театра?
 — Конечно. Я начал репетировать в “Мещанах”. Роль Тетерева была краеугольной в вопросе моего обустройства в Красноярске. Я благодарен городу, который принял меня много лет назад, когда я, оставив всё в Москве — квартиру, работу, приехал с молодой женой в Сибирь. Когда мы прибыли сюда, у нас было только два чемодана, полгода мы жили в гостинице “Огни Енисея”. После премьеры “Мещан” режиссёр театра Пушкина Басин, который меня сюда и пригласил, помог мне получить квартиру. Он сказал председателю крайисполкома Семёнову: “Если вы не дадите этому артисту жильё, которое я ему обещал, то он уедет”. Так мы с женой обрели дом в Красноярске.
Добавлю, когда я решил уехать из Москвы, то у меня была стопка приглашений в разные города Советского Союза, потому что мой диплом императорской театральной школы — Щепкинского училища — открывал мне двери почти всех театров страны. Но Красноярск я выбрал в том числе и потому, что здесь мог заниматься преподавательской деятельностью в институте искусств. Без педагогики я уже тогда не мыслил своей жизни, ведь преподавать сценическую речь я стал сразу, как закончил училище, — с 1973 года.
Надо сказать, что спектакль “Мещане”, поставленный Генрихом Оганесяном, был удивительно хорош. Там играл звёздный состав театра. Вообще Натан Басин отличался удивительным талантом подбирать труппу — в актёрском составе того театра присутствовала вся палитра фактур и характеров. И он как истинный художник умело смешивал имеющиеся краски в постановках. Могу сказать с высоты своего опыта, что счастлив тот театр, у которого имеется неразменный золотой запас — мастера старшего поколения. Когда в театре появляется режиссёр, который желает поменять труппу, и в первую очередь, старается избавиться от стариков, ссылаясь, что театр не собес, то его лучше вообще не пускать на порог. Это неправильно, путь в никуда. Как в жизни, так и в театре будущего нет без прошлого, которое даёт опыт и знания следующему поколению. Сегодня я и себя могу отнести к артефактам, которые хранятся театром не просто как святое воспоминание, а как нечто, что в случае необходимости может быть востребовано. Например, в классическом репертуаре.
— Не обидно, когда режиссёр видит тебя только в том или ином амплуа, в душе ты — Ромео или король Лир?
— Нет. Здесь я могу сказать не только с позиции актёра, но и преподавателя вуза. Считается, что амплуа — якобы размытое определение. Это не так. У меня есть своё определение амплуа. Амплуа — это данные человеку от природы специфические духовные и физиологические особенности. Разговоры о том, что тот или иной актёр хотел сыграть то-то — это удел дилетантов. Вот говорят, что Крамаров хотел сыграть Гамлета… Ну и что? Я, может, хотел сыграть Буратино. Нужно просто подойти к зеркалу и увидеть, какой ты Буратино или Гамлет. Это же нелепо: я в роли Буратино или Крамаров — Гамлет. Под одеялом мы можем мечтать о чём угодно, но есть типаж, и ты от него никуда не уйдёшь — это тебе дано природой. У каждого свой путь.
Но надо сказать, что мне повезло, — я играл много, у меня в послужном списке сто ролей. Это серьёзная цифра, некая мера.
— А какое у Вас амплуа?
— В моей актёрской характеристике по окончании училища было написано: “Амплуа — социальный герой. Обладает чувством юмора”.
— На улице Вас узнают и по каким ролям?
— Узнают. Например, по роли Папагатто в комедии “Моя профессия — синьор из общества”. Я и сам очень любил этот спектакль: прекрасная драматургия, какой коллектив там работал! Ещё одна знаковая и любимейшая комедийная роль в “Иване-царевиче” — Кощей Бессмертный. Взрослые водили своих детей на этот спектакль по пять раз — даже если подрастающее поколение не очень-то хотело, — чтобы посмотреть на нас с Андреем Максименко. Мы там отрывались от души.
— Уж коли мы затронули тему амплуа, не могу не заметить, что внешне Вы мало похожи на Кощея. Все привыкли к образу Милляра.
— В этой постановке мы ушли от стереотипов. И пьеса написана была написана с юмором. Это, скорее, был некий перфоманс на тему образа.
— Ваш список профессий довольно обширен: слесарь, лаборант, механик съёмочной техники, ассистент кинооператора… А в театральное когда Вы решили поступать?
— Признаюсь, в детстве я был возмутителем спокойствия. Ремесленное училище, где я учился на слесаря, — далеко не пансионат для благородных девиц. Туда была заказана дорога тем, кого из школы попёрли. В нашей коммунальной квартире меня назвали слесарем-интеллигентом: несмотря на то, что я был рабочим, всегда хорошо одевался, да и родовые корни давали о себе знать: мама моя была учительница, а бабушка — бонна, знала языки… А я вот — хулиган. Работал я не только на заводе, но и лаборантом в научно-исследовательском институте, рулевым на судне. Помню, пришёл устраиваться за несколько месяцев перед армией. Встретил меня капитан Цирюльников Кузьма Михайлович, похожий на боцмана Росомаху в исполнении Бориса Андреева. Ему твердят: “Не бери его, сразу видно, что хулиган”. А он взял. Я проходил лето рулевым на пароходе, похожем на наш “Святитель Николай”. С тех пор очень люблю запах воды, солярки и мокрого дерева. А театром окончательно заболел, уже когда работал на “Мосфильме”. Поступил я в Щепкинское училище по профессиональным меркам очень поздно — в двадцать пять лет, а закончил в двадцать девять. Но меня это не смущало.
— В своё время Вам посчастливилось играть на сцене знаменитого Малого театра…
— Да, выходил на эту сцену, когда учился в Щепкинском, с первого курса. Я застал ещё таких мастодонтов русского театра, как Никита Подгорный, Евгений Весник, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Элина Быстрицкая… Это неоценимый опыт и большое счастье работать рядом с такими артистами.
— Важно ли для актёра быть умным?
— Быть дураком в театре — хуже нет. Вряд ли у неумного человека что-то получится в актёрской профессии. В театре нужно обладать неким даром провидения: сыграть другого человека — задача непростая, нужно понимать, что происходит в чужой судьбе, что за персонаж перед тобой, что у него на сердце и в голове. Даже дурака должен играть умный. Ведь шут, как известно, умнее королей.
— А что такое актёрский талант? Ведь не каждый умный может играть?
— Процитирую Василия Шукшина: “Актёры — это люди, избранные обществом для самопредставления”. И представления будущий лицедей, как правило, начинает давать в школе. За что, конечно, ему попадает от учителей. Я учился в школе в центре Москвы на Арбате, неподалёку от нас был театр Вахтангова. Помню, как в пятом классе мы играли отрывок из “Русских женщин” Некрасова. Мне досталась роль иркутского городского начальника — “как палка сух, высокий и седой”. Мы пошли в Вахтанговский театр, который находился неподалёку от нашей школы, взяли там военный мундир. Меня загримировали, приклеили мне усы… Литературный материал, надо сказать, очень серьёзный, высокохудожественный — таким образом нас не только приучали к театру, но и обучали русскому языку. Вообще мы тогда очень много читали, это было модно. Того же Ремарка мы знали наизусть, выросли на нём.
Я сейчас удовольствием слежу за своим внуком Никитой. Можете, конечно, меня счесть сумасшедшим дедом, но у него удивительный дар. Ему всего три года, но как он реагирует, как разыгрывает сцены отчаянья, обиды! Какие метаморфозы с ним в это время происходят! При этом пребывая в горести, он не забывает следить за реакцией окружающих. Он играет себя в другой ситуации, имитирует чувство, которое в данный момент не испытывает. Никита вообще очень похож на меня маленького, такой же кудрявый, каким был я.
— Было желание хоть раз уйти из актёрской профессии?
— Ни разу. Да и не было причин. Я всегда старался делать любое дело хорошо.
Досье
Жуковский Владислав Яковлевич
Заслуженный артист России. Родился в селе Караульное Красноярского края 27 августа 1944 года.
С 1946 проживал в Москве. После окончания 7 классов в 1959 года поступил в ремесленное училище, получил специальность “слесарь-сборщик промышленной продукции”. Работал на машиностроительном заводе им. М. Хруничева. Служил в группе советских войск в Германии.
1966—1969 — ассистент кинооператора на киностудии “Мосфильм”.
С 1969-го по 1973 годы учился в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при академическом Малом театре, по окончании получил специальность “актёр драматического театра и кино”.
1973—1979 годы — работа в театрах городов Иваново, Владимира.
С 1979 года актёр Красноярского краевого театра драмы имени А. С. Пушкина. Некоторые роли в театре: Симеонов-Пищик (“Вишнёвый сад”), Кощей (“Иван-царевич”), Глупый король (“Бременские музыканты”), Хлынов (“Горячее сердце”), Караулов (“Чужой ребёнок”), Антуан (“Ма-Муре”), Толстой (“Пётр и Алексей”), Сэм (“Девичник над вечным покоем”). Снимался в фильмах “Улица разбитых фонарей”, “Фронт без флангов”, “Море в огне”. Профессор Красноярской академии музыки и театра. Экс-депутат Красноярского городского Совета. Награждён почетным знаком “За заслуги перед г. Красноярском”, памятным знаком “За большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Красноярского края”, памятным знаком “За служение на благо Красноярска”, медалью ордена За заслуги перед Отечеством II степени, медалью Г. Жукова. Занесён в энциклопедию “Лучшие люди России”. Атаман Красноярского казачьего общества. Действительный член Петровской академии наук и искусств, Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Текст на сайте издания
Марина Яблонская, газета «Городские новости»
Назад к списку статей |