Короткая, как вспышка ракеты 29 мая 2015 г.
В своё время сам Никита Михалков хотел экранизировать повесть “Пастух и пастушка” Виктора Астафьева. Но сибирский писатель не дал добро именитому режиссёру. Отказал, потому что очень трепетно относился к своему произведению. Спустя много лет разрешения на театральную постановку добился главный режиссёр Минусинского драматического театра Алексей Песегов.

“Мы были знакомы с Виктором Петровичем: он несколько раз приезжал в Минусинский театр, в том числе на премьеру спектакля “Черёмуха” по его пьесе, — рассказывает Алексей Песегов. — Уже тогда я думал, что, возможно, когда-нибудь мне удастся поставить “Пастуха и пастушку”. Но только после смерти Виктора Петровича я попросил разрешение на инсценировку и постановку у его вдовы Марии Семёновны, и она дала согласие, но с одним условием: у героя должны быть тонкие черты лица, например, как у молодого Куравлёва”.
Спектакль “Пастух и пастушка” поставил в Красноярском театре драмы имени Пушкина. Историю о любви и о войне режиссёр и актёры посвятили 70-летию Великой Победы. Это событие — постановка знакового произведения красноярского писателя-фронтовика на сцене одного из лучших театров Сибири — стало важным для культурной жизни региона. Премьерные показы “Пастуха и пастушки” состоялись в минувшие выходные.
В спектакле два плана. Один — батальный: бои, перестрелки, рукопашные схватки, второй — лиричный, о любви хуторянки и лейтенанта. Надо сказать, что воссоздать военные действия режиссёру и актёрам помогла сценическая техника, которым старейший театр Красноярска оснастили во время реконструкции. Новая-старая сцена в качестве приданого получила современное театральное оборудование — от световых приборов до различных подъёмников, мобильных модулей и так далее. Всё это мастерски использовано в спектакле. Некоторые сцены боёв получились как в кино. Вспышки ракет, взрывы, пулемётная очередь — всё почти как по-настоящему. Подвижные модули помогли разграничить, зонировать сценическое пространство. Вот ожесточённо бьются наши бойцы и фашисты, стрельба, грохот, взрывы. И уже через пару секунд перед нами — изба главной героини Люси, которые взяла советских воинов на постой: как бы из-под земли появляются предметы домашнего интерьера: стол, кровать, этажерка с книгами…
“Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мёртвых, било их осколками… Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час”.
Но спектакль, как и сама астафьевская повесть, не только и не столько про героические сражения. “Пастух и пастушка” повествует о самом хрупком и дорогом в человеческой жизни — о любви. “Проза Астафьева — это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере”, — отмечает известный критик, писатель Валентин Курбатов. Виктор Астафьев один из первых писателей разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения и представления войны, рассказал о ней жестокую правду, утверждая право автора-фронтовика на память о “своей” войне. Его военные произведения объединяет одна общая тема противостояния созидательной силы любви и разрушительной силы войны.
Повесть “Пастух и пастушка” — о молодых людях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы. Худенькие, очень молоденькие главные герои, но уже хлебнувшие горя, узнавшие страшную правду о войне и жизни Люся (актриса Анастасия Малеванова) и Борис (актёр Никита Косачёв) пытаются укрыть от чужих глаз и разрывов снарядов своё первое и, как оказалось, единственное светлое чувство. Главный лейтмотив спектакля — противопоставление детского воспоминания лейтенанта Бориса Костяева о театре с колоннами и сиреневой музыкой, о безмятежной любви юных пастуха и пастушки с ужасами реальной жизни — об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, пытавшихся в свой последний час закрыть друг друга от смерти. Короткая, как ракетная вспышка, любовь будет сопровождать и молодых героев до конца жизни. Борис умрёт скоро — в санпоезде от тоски и раны, а Люся пронесёт своё чувство через всю жизнь, найдёт одинокую могилу любимого через много лет. Война — самое страшное и антигуманное изобретение человечества. Она подарила любовь, и она же отняла её. И людям нужно сделать всё возможное, чтобы война ушла из нашей жизни навсегда.
В тему
Виктор Петрович Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Награждён Орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За освобождение Варшавы”, “За победу над Германией”.
Нина ГРАДОВА, «Городские новости»
Назад к списку статей |