Старший сын 01 апреля 2010 г.
В Красноярском драматическом театре им. Пушкина — премьера, спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» в постановке главного режиссера театра Олега Рыбкина. Первый показ нового спектакля состоялся в начале апреля и, по правде сказать, удивил зрителя необычностью интерпретации классического драматургического материала.
Нет, Рыбкин не стал менять сюжет известной пьесы. Два молодых человека — Бусыгин и Сильва, слегка навеселе, однажды прохладным весенним вечером опаздывают на последнюю электричку. Ночевать под открытым небом парням, конечно же, не хочется. Но кто же пустит первых встречных под свой кров? Единственный шанс дождаться утра в тепле — соврать. Совершенно случайно в поле зрения замерзающих Бусыгина и Сильвы оказывается некто Сарафанов — отец небольшого провинциального семейства, музыкант, добрый и наивный. Такого легко обвести вокруг пальца. И вот с легкой руки хитрюги и проныры Сильвы Бусыгин становится сыном Сарафанова, старшим сыном. Кто же знал, что эта незамысловатая ложь изменит судьбу нескольких человек, поможет и «старшему сыну», и младшему — Васеньке, и дочери Сарафанова Нине понять самые важные в жизни вещи: что семья дороже всего на свете, что влюбленный имеет право совершать глупости и что для счастья женщине нужен не просто муж, а любимый. Свою знаменитую комедию Вампилов написал в 70-х годах прошлого века. В спектакле режиссера Рыбкина воссоздана атмосфера того времени — нотки ностальгии есть и в музыкальном оформлении спектакля, и в костюмах героев, и в сценографии. Вся постановка сделана в изумительном, тонко и точно прописанном ретро-стиле. Но этого недостаточно для спектакля, — решил Рыбкин.
«Есть великий текст Вампилова. Но сегодня не просто передать в спектакле то время и те ощущения! Чтобы сделанная давно и сделанная гениально история зазвучала заново, мы придумали особую игровую модель», — говорит режиссер.
Эта нестандартная игровая модель заключается в том, что все центральные герои, кроме Сарафанова — цельной и состоявшейся личность, раздваиваются. В новом спектакле театра Пушкина два Сильвы, два Бусыгина, две Нины, два Васеньки, две Макарских, два Кудимова. Они молоды, задорны. Они еще не наигрались, перед ними столько возможностей. И как же сложно определиться с выбором пути! 19-летняя Нина приняла взрослое, взвешенное решение выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на край света. Но почему-то ей очень хочется остаться. Курсант Кудимов — обыкновенный мальчишка, который, чтобы самому себе и другим казаться серьезней, взял за правило никогда не нарушать воинского устава, всегда держать данное им слово и никуда не опаздывать. Школьник Васенька влюблен в 28-летнюю соседку Макарскую, но готов отправиться на любую комсомольскую стройку, лишь бы ее не встречать. А что же Макарская? Эта почти 30-летняя женщина, работающая в суде и каждый день сталкивающаяся с делами о разводах, способна увлечься шалопаем Сильвой — красавчиком с гитарой. Самому Сильве просто скучно, у него ветер в голове и девчата. А Бусыгин — случай приводит его ночью в дом Сарафанова, и он бы мог сбежать оттуда утром, но остается. Почему? Да потому что бегство стало бы предательством людей, доверивших ему свои сокровенные чувства.
Да, этот мир несовершенен, да, близкие люди не всегда понимают друг друга, да, осознание истины часто бывает болезненным. Но «как прекрасен этот мир, посмотри!». Это финальная песня в спектакле. Ее исполняют Сарафанов, Нины, Васеньки, Сильвы, Бусыгины, Кудимовы, Макарские, одинокий сосед Сарафанова, девушки, заманившие двух захмелевших парней в незнакомый двор в пригороде. Поют ее под сопровождение струнного ансамбля VIVAlini, а где-то вдалеке, ритмично, чуть слышно стучат колеса последней вечерней электрички: герои по-прежнему вместе, и весь спектакль — такой добрый и нежный — хочется повторить «на бис». Анна Артман, Премиум
Назад к списку статей |