Два взгляда на спектакль: розовое платье как пропуск в вечность 17 марта 2016 г.
О предстоящей премьере "Земли Эльзы" в краевом театре драмы было известно немного: вначале на сайте сообщалось, что для новой постановки подбирается необходимый реквизит, затем появился анонс о трогательной любви двух немолодых людей, проливающий свет на содержание пьесы молодого драматурга Ярославы Пулинович.

Если честно, я побаиваюсь современных пьес, точнее, не жду от них ничего интересного. Поэтому на премьеру попала скорее из любопытства, из желания быть в курсе театральных событий и отчасти, наверное, благодаря внутренней подсказке - интуиции, которая шепнула: "Надо быть!" - и, как водится, не обманула.
Потрясение я испытала уже на первых минутах спектакля: на сцене заметно "постаревшая" Галина Саламатова, которая всегда восхищает,- исполнительница главной роли, Эльзы Александровны. И немудрено, ведь её героине - 76 лет. Актриса, конечно же, значительно моложе, вот потому и удивляешься - как удаётся ей создать такой правдоподобный образ.
Заслуженная артистка России поразительно точно находит ту золотую середину, когда и возраст героини обозначен - походкой, жестами, движениями и так далее, и в то же время она остаётся очень красивой, милой и привлекательной женщиной, почти как в молодости,- об этом по ходу действия вспоминает и сама Эльза, и хор деревенских подружек-пенсионерок, по-прежнему завидующих её красоте и непохожести на других.
Не случайно именно на Эльзу обращает внимание бывший городской учитель географии Василий Игнатьевич (в прекрасном исполнении народного артиста России Алексея Исаченко), купивший дом в деревне, где так мало новостей и событий. Одно из последних - Эльза схоронила мужа, с которым прожила много лет вынужденно, без любви, и ничего хорошего от него не видела - ни подарков, ни простых поцелуев. Поэтому сейчас она, настрадавшаяся с самого детства русская немка (вот откуда такое редкое имя в обычной деревне), отказывается изображать убитую горем вдову, чего от неё ждут окружающие - дочь и соседки, а хочет хоть немного порадоваться жизни.
И покупает в городе... красные туфельки на невысоком каблуке. И когда, казалось бы, абсолютно скромное житейское желание осуществляется, происходит первое маленькое чудо: алые туфельки, как жарки, горят на её аккуратных ножках и сразу преображают деревенскую женщину, одетую в серую просторную одежду.
Эти туфельки уже означают, что жизнелюбивая стойкая Эльза вступила в новый этап своей жизни - более яркий и обнадёживающий. Правда, розовое платье, которое подарил ей заботливый 72-летний жених, тоже вдовец, не испытавший ранее семейного счастья, так и висит пока, как говорится, ненадёванное. А вокруг кипят страсти.
Дети пожилых влюблённых озабочены наследством: если старики и в самом деле поженятся, то кому достанется жильё, когда с одним из них что-нибудь случится?..
Как же происходит, что у честных, порядочных, добрых родителей такие эгоистичные и приземлённые дети? Они словно из разных миров и даже говорят на другом языке. Если Василий и Эльза общаются, как молодые влюблённые,- ведут возвышенные беседы, трепетно прикасаются друг к другу, смущённо целуются, слушают шум дождя на чердаке, собираются посадить розы,- то их взрослым детям не до подобных "глупостей".

И разговаривают они обрывисто, резко, грубо. "Заткнись", "Упрячу в дурку",- твердит дочь Эльзы Ольга (заслуженная артистка России Наталья Горячева). "Я хорошо знаю эту жизнь",- уверяет невестка Василия Игнатьевича Изабелла (Виктория Болотова), как будто это она прожила более семидесяти лет и испытала трудности, лишения и голод...
Сын учителя-пенсионера Виктор (Дмитрий Борков) тоже хорош. Сначала пытается найти выход из ситуации и даже готов отправить "молодожёнов" в заграничное путешествие по путёвке - лишь бы отец не продавал квартиру, но потом, махнув рукой, пускает всё на самотёк - пусть разбираются женщины, его жена и дочь той "вертихвостки". И они разбираются, вплоть до драки.
Их тоже можно понять, ведь они беспокоятся не только о собственном материальном благополучии, но и о будущем своих наследников. Но думают ли эти героини о том, что ждёт их, когда наследники вырастут? Станут ли они считаться с их чувствами, мечтами и надеждами? Или все мечты будут ограничены коварным и засасывающим материально-бытовым кругом?.. Именно в нём легко ориентируется городская Изабелла, прикрываясь мнимой добродетелью.
Дочь Эльзы - простая и открытая. Деревня! Хамоватая, ограниченная и порой даже отталкивающая, она тем не менее вызывает сочувствие, особенно когда ползёт на коленях к матери, умоляя её не выходить замуж: "Нам же хорошо вместе, мама?!" Наталья Горячева умело создаёт запоминающийся образ.
Да что говорить! Практически все роли интересные, своеобразные. Чего стоит хор деревенских подружек, которые сегодня приголубят и посочувствуют - когда несчастье, а завтра осудят - когда произойдёт нечаянная радость. Не в беде познаются друзья, а в радости!
Причём хор - не просто на словах, актрисы (заслуженные артистки России Светлана Ильина, Светлана Сорокина, а также Галина Дьяконова, Лариса Селеменева) действительно поют, украшая действие, делая его более колоритным, узнаваемым, приближенным к жизни.
Никаких спецэффектов, сверхъестественных декораций и особых театральных приёмов, но довольно продолжительный по времени спектакль смотрится на одном дыхании. Здесь всё так связано и опутано, что невольно напоминает нити проводов - как на сцене. Переплелись самые разные темы: обнадёживает поэтическая - "любви все возрасты покорны", но крепко держит вечная - отцов и детей. Поднимает над обыденностью настоящее чувство, но жёстко опускает на землю материальный интерес. Чистоте и наивности противостоит расчётливость, давит прошлое, не позволяя изменить настоящее.
Финал этой трогательной истории печальный, но одновременно очень светлый, доказывающий, что вопреки всему любовь бессмертна и недосягаема для посторонних - слишком большая у неё высота.
Приятно осознавать, что красноярский театр одним из первых в стране поставил новую (2015 года) актуальную пьесу, тем самым пригласив своих зрителей задуматься над важными вопросами: как мы живём сегодня, что делаем для своих родителей, какой судьбы желаем детям и внукам. И вообще - на что мы тратим собственную - такую короткую - жизнь? На какие блага её расходуем?.. Светлана Шидловская
Назад к списку статей |