145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Новое прочтение «Преступления и наказания» ждет зрителей Красноярска
24 октября 2016 г.

Первая долгожданная премьера в новом театральном сезоне красноярской драмы – переосмысление знакового романа Достоевского. Театры редко берутся за этот материал, считая его слишком тяжеловесным и сложным. Режиссер, обладатель «Золотой маски», Александр Огарев хочет развенчать этот миф: показать, что «Преступление и наказание» – не роман о тьме, а история о том, как сквозь мрак пробиться к свету.

Как далеко мы можем зайти?

– Давайте послушаем, сейчас должен быть такой звук – как будто кто-то шепчет.

В зрительном зале все замирает – режиссер Александр Огарев слушает фонограмму. Через минуту сквозь музыку пробивается чей-то голос – и фонограмма останавливается. В этот момент на сцене переставляют декорации. В театре идут последние репетиции – премьера назначена на 29 октября. Костюмы сшиты, сценография готова – мы не увидим привычный желтый Петербург Достоевского, спектакль будет жить в черном цвете. За декорации в этот раз отвечает питерский художник-постановщик Александр Мохов, он пока еще не знаком красноярской публике. А вот режиссера Александра Огарева мы уже знаем – несколько лет назад он ставил для ТЮЗа «Метель». Так же как и хореографа Эдуарда Соболя, который ставил на нашей сцене «Петра и Алексея».

И «Метель», и «Преступление и наказание» – классические тексты, известные всем со школьной скамьи, однако подход к их постановке – принципиально разный. Александр Огарев сохранил стилистическую основу классического текста.

– У Достоевского своеобразный язык: его начинаешь ломать – и получается сериал, нечто обыденное. Вся фантастичность пропадает, – поясняет режиссер. – Поэтому мы сохраняем основы, но пытаемся сделать эмоцию живой – не вычурной, не театральной, не замшелой.

Действие спектакля начинается с убийства; в нем оставлены только две сюжетные линии: Порфирий Петрович – Раскольников и Раскольников – Соня. Больше, как поясняет режиссер, нет смысла – роман слишком объемный. Но эти две линии принципиально важны: Порфирий Петрович задает движение по горизонтали – земной уровень, Соня – по вертикали: стремление к Богу. И на пересечении этих линий – человек. С его поиском, метаниями, завиральными идеями, которые могут привести его в ад или туда, где есть свет, где есть Бог.

Главный зритель, которого ждут на этом спектакле, – молодые люди.

– В романе дело касается молодого человека, который решил, что он чем-то лучше других, – поясняет Александр Анатольевич. – История амбициозности, потенциала молодого человека всегда актуальна. Кто ты на самом деле? Какими путями ты хочешь достигнуть своей мечты? Мечта у Раскольникова прекрасная – осчастливить всех, не ради себя он совершает злодеяния – ради всего человечества. Он хочет быть личностью масштаба Наполеона. Идет к «благой цели», как герой.

Другой Достоевский

Труппе Красноярского драмтеатра повезло с Александром Огаревым – и не только потому, что он уже поставил 60 спектаклей. Александр Анатольевич – сам в прошлом актер, артистам работать с ним проще. Достоевский – его давнишняя любовь, он мечтал поставить его на русской сцене – до этого его постановка с успехом шла в Хорватии.

Восприятие этого классика во многом стереотипно: он слишком тяжелый, депрессивный, сложный. Александру Огареву хочется развеять эти заблуждения: для него этот знаковый роман не о тьме, а о пути к свету. Не о несчастье, а о мощи человеческого духа. Воплотить это представление о Достоевском помогает молодой актерский состав «Пушки». Примечательно, что роль Раскольникова сейчас репетируют два актера – Станислав Линецкий и Дмитрий Барков, которые интерпретируют текст в соответствии с собственной индивидуальностью. Это значит, что у спектакля будет два варианта прочтения – он будет живым. А что еще нужно для текста, который всегда актуален?

Наш Красноярский край

Анна Трапезникова Фото: Олег Кузьмин

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.