Свободный полёт Конька-Горбунка 15 марта 2012 г.
Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина показал предновогоднюю премьеру сказки Петра Ершова "Конёк-Горбунок" в постановке Олега Рыбкина.
Главный режиссёр театра был ранее всё больше известен как постановщик больших, серьёзных, взрослых работ и до сказок не "опускался", но, как говорится, талантливый человек талантлив во всём. Вот и Олег Рыбкин доказал, что способен удивлять не только своим оригинальным видением, к примеру, чеховской "Чайки", но и непосредственным, живым восприятием сказочного произведения.
Неожиданности начались ещё у входа в камерный зал (это также сюрприз — поставить сказку на малой сцене), где взрослым зрителям предложили бахилы, чтобы не испачкали домотканные половики, которыми была устлана сцена. Далее зрителей рассадили на мешках, что, признаюсь, хотя и оригинально, но не слишком удобно, поскольку мешки не набиты, расположены низко, и ноги очень быстро начинают затекать (хорошо, если рост невысок, а вдруг заглянет на огонёк Михаил Прохоров — ему что делать?). Но стилистика спектакля предложена сразу и чётко выдержана, когда ещё до начала действия актёры в ожидании третьего звонка хором напевают заданную мелодию и что-то делают: кто-то листает книгу, кто-то шьёт. Кстати, о шитье. По эскизам художника Екатерины Турчаниновой были созданы костюмы ручной работы и оригинальная сценография, а уж огромный расписной чудо-юдо-рыба-кит, появляющийся на сцене, способен вызвать восторг не только у маленьких зрителей, но также у их пап и мам.
На сцене всё не всерьёз — от начала до конца. И когда актёры перевоплощаются в своих персонажей, и когда на расписных рубахах выведено — "Брат", "Брат 2", "Иван-дурак". И когда Андрюс Даряла играет на балалайке, а Владимир Абакановский — на баяне. Они, конечно, как и приглашённые музыканты, играют по-настоящему, вживую (не зря же учились не только играть на инструментах, но и брали уроки вокала), присутствует в оркестре даже контрабас (Олег Братцев) и скрипка (Ольга Брагинская), но выглядит это весьма забавно. А замечательную музыку, которую играет оркестр, написала композитор Екатерина Берестова. И играют своих персонажей актёры как бы в шутку: Иван хотя и дурак (Владимир Абакановский), но настолько хорош собой, что, кажется, за него любая пойдёт, а не только красавица Царь-девица (Анастасия Медведева), Конёк-Горбунок (Иван Янюк) забавно играет мимикой, занимается спортом, демонстрируя свою мускулатуру, и с помощью приёмов восточных единоборств отбирает перстень у Ерша Ершовича с бандитской внешностью, народный артист России Алексей Исаченко из Рассказчика превращается в придурковатого Царя, стоит только ему нацепить картонную бороду, мать Месяц (заслуженная артистка России Светлана Ильина) настолько жеманна, что это вызывает в зале смех. Впрочем, заставляет смеяться и многое другое, например, некоторые текстовые двусмысленности, которые ещё, к счастью, не понятны детям, но искренне веселят взрослых, к примеру, когда кони златогривые (Татьяна Чубаро и Анастасия Медведева) уходят на конюшню в обнимку с братьями Гаврилой и Данилой (Сергей Даниленко и Андрюс Даряла). Или когда звучит фраза "И зажили они втроём..." Куда деваться — время нынче такое "испорченное"...
Наверное, это тот случай, когда пересказать всё придуманное и осуществлённое Олегом Рыбкиным и его командой не представляется возможным, настолько это вкусно и восхитительно. Совет один — смотреть. Жаль только, зрительный зал маловат, но, с другой стороны, на большой сцене сказка потеряла бы весь свой шарм и очарование. Сергей ПАВЛЕНКО, газета «Красноярский рабочий»
Назад к списку статей |