АЛЕКСАНДР ОГАРЕВ: «ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НЕ ОТКАЖУСЬ» 11 ноября 2016 г.
АЛЕКСАНДР ОГАРЕВ: «ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НЕ ОТКАЖУСЬ»
Спектакль «Преступление и наказание» появился в Красноярском драматическом театре им. Пушкина. Режиссер Александр Огарев, в постановочной команде – художники Александр Мохов и Мария Лукка, хореограф Эдуард Соболь, художник по свету Сергей Мартынов.
Режиссер прежде уже обращался к «Преступлению и наказанию». В 2009 году ставил его в хорватском городе Сплите, но у того спектакля была иная концепция:
– В Сплите мы работали с другим художником, Верой Мартыновой. И постановка была своеобразным «знакомством с Россией» для хорватов, она погрузила их в пучину русских страстей, русского существования, – рассказал Александр Огарев «Театралу». – В красноярском спектакле мы обращаемся к теме, которая непосредственно нас сегодня касается.
В центре этого спектакля – внутренний мир Раскольникова.
– Роман о молодых людях и о том, какие соблазны их подстерегают, особенно в такие смутные времена, в которые писал Достоевский. И сейчас у нас тоже достаточно смутное время, – считает режиссер. – Разные идеи могут забрести в голову молодого человека, он может вообразить себя Наполеоном, или Уго Чавесом, или Фиделем Кастро. Мы это наблюдаем сегодня сплошь и рядом. Достоевский показывал в «Преступлении и наказании», как пагубны бывают идеи, что они могут обернуться катастрофой.
Роман Достоевского – густонаселенное произведение. Огарев сконцентрировал свое внимание лишь на некоторых сюжетных линиях. Поэтому Свидригайлова, Дуню, Катерину Ивановну и многих других героев в красноярском «Преступлении…» не увидеть. Главными в истории становятся Порфирий Петрович (Борис Плоских), Соня (Ася Малеванова), и, конечно, сам Родион Раскольников (Станислав Линецкий, в другом составе Дмитрий Борков).
– Изначально я думал взять из романа только две линии: Порфирий Петрович и Раскольников, Соня и Раскольников, – объясняет Александр Огарев. – Порфирий Петрович и Раскольник – это линия горизонтальная, поимки преступника, его преследования, а Соня и Раскольников – линия вертикальная. Раскольников приходит к Соне, чтобы вывести ее из окружающего ада и отвести в Новый Иерусалим, который он собрался строить. Но спасает не он, а она его. На этой линии самому отъявленному заблудившемуся может открыться путь к спасению.
Элемент абсурда и иронии вносит в спектакль торжественно появляющийся в нескольких важных сценах небольшой оркестр. В нем заняты два приглашенных музыканта (скрипачка и тубист), а на баяне и барабанах играют актеры.
– Присутствие оркестра отчасти возникло из рассуждений Михаила Бахтина о карнавальной культуре, – уточняет режиссер. – Еще это действие в духе Феллини, когда выход Миколки, который идет признаваться в несовершенном убийстве, сопровождается оркестром, подчеркивающим карнавальную суть происходящего.
Опасные идеи из романа Достоевского – далеко не единственная тема, привлекающая внимание режиссера:
– Всегда совершенно разные темы тревожат, будь то внешняя и внутренняя политика, полеты в космос или состояние Каспийского моря, – говорит Александр Огарев. – Конечно, беспокоит тема искусства. Спектакль по пьесе Островского «Лес», который я репетирую в «Школе драматического искусства», будет посвящен тому, что такое театр, соотношению театра и жизни. Это для меня живая тема. Хотя, если возникнет возможность политического или социального высказывания, от нее я бы тоже не отказался. Много интересных тем, но не всегда от тебя зависит, какой из них ты займешься.
Театрал
Мария Симонова
Назад к списку статей |