145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

ТВАРЬ ТЫ ДРОЖАЩАЯ И ПРАВА НЕ ИМЕЕШЬ...
16 ноября 2016 г.

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина показал премьеру "Преступления и наказания" Фёдора Достоевского в постановке известного режиссёра Александра Огарёва. 

Сам постановщик определил своё детище как "Русские страсти в восьми картинах", что позволило ему акцентировать внимание на главных, на его взгляд, сюжетных линиях большого романа - отношениях Родиона Раскольникова (Станислав Линецкий) с Соней Мармеладовой (Анастасия Малеванова) и Порфирием Петровичем (Борис Плоских).

 

Интересно, что Александр Огарёв уже ставил "Преступление и наказание", правда, было это в Хорватском национальном театре в 2009 году. Пушкинцы также неоднократно работали с произведениями великого русского писателя. Наверное, жив ещё в памяти "Игрок" с Дмитрием Корявиным, поставленный в 2005 году Алексеем Песеговым.

 

Любопытный факт: одну из первых своих ролей в Красноярском драмтеатре нынешний исполнитель роли Порфирия Петровича Борис Плоских сыграл в первой половине 80-х годов в трагикомедии "Из записок неизвестного", поставленной по мотивам повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Его бессловесный лакей Видоплясов стал одним из самых запоминающихся персонажей того давнего спектакля. В сегодняшнем "Преступлении и наказании", словно принимая у Бориса Плоских эстафету "актёрского эпизода", блистательно показал слугу следователя Марк Парасюк.

 

Обращение к классическому творчеству для настоящего зрителя - всегда сенсация, сулящая открытия, радостные встречи; главное, чтобы это было сделано нестандартно и талантливо. Достаточно вспомнить "Чайку" А. П. Чехова, откровенно и неожиданно поставленную Олегом Рыбкиным.

 

Александр Огарёв предложил свой взгляд на мрачные, трагические события, описанные русским классиком. В интервью перед постановкой режиссёр признавался, что его мечты перенести на сцену Достоевского постоянно наталкивались на стену равнодушия - мол, зрителю будет скучно, однако в Красноярске режиссёр, к счастью, нашёл понимание.

 

Естественно, перенести на сцену весь роман, что называется, от и до,- задача чрезвычайно сложная, возможно, неподъёмная, поэтому Александр Огарёв сосредоточился, как он говорит, на двух сюжетных линиях. На горизонтальной - земной истории человека, совершившего преступление под влиянием смелых, на его взгляд, идей (однако убийство остаётся убийством, и Порфирию Петровичу удаётся доказать, что это плохо). И вертикальной, мистической, связанной с Соней Мармеладовой. Эта линия подводит главного героя, несмотря на все его заблуждения и преступление, к раскаянию и возможности прощения.

 

Таким образом, Александр Огарёв сколачивает крепкий "драматический" крест, в центре которого и оказывается Родион Раскольников.

 

Визуально, по словам Александра Огарёва, "...спектакль довольно прост. В нём есть песок, символизирующий внутреннюю пустыню Раскольникова, есть видения героя, явления убиенных - это мир открытый, просторный. И есть мир дверей, стен, щелей, шкафчиков - закрытый, мир подсознания, тёмных желаний. Эти два мира в постоянном пересечении".

 

Памятуя о парадоксальности романа, о том, что литературовед Михаил Бахтин называл карнавальной культурой истинной драмы, Александр Огарёв в первом, наиболее мрачном и кровавом действии старательно уходит от писательских нравоучений по поводу того, что убивать плохо. Он выстраивает настоящую фантасмагорию смеха, в которой, на мой взгляд, слишком затянуты лишь сцена смывания Раскольниковым следов крови и хоровой диссонанс при чтении тремя убиенными Лизаветами (Ольга Белоброва, Анастасия Медведева, Анна Домникова) главы из Библии о воскрешении Лазаря. Вряд ли многие из зрителей знакомы с этим библейским текстом очень близко...

 

Зато когда во время первого разговора Порфирия Петровича с Раскольниковым перед глазами последнего то постоянно "прогуливается" зарубленная топором согбенная старушонка-ростовщица Алёна Ивановна (Галина Дьяконова), то из-за двери лукаво высовывается, вводя "стремящегося в Наполеоны" убийцу в ступор, троица Лизавет, становится по-настоящему смешно.

 

А когда к этому "сюру" примешиваются странные видения а-ля Босх или Брейгель (все эти чудища с птичьими головами), когда в начале второго действия эти инфернальные существа пилят шкаф, в котором сидит сам Раскольников, то смех уже смешивается с ужасом.

 

И потребуется немало усилий Порфирия Петровича, потребуется печальный пример Миколки (Иван Янюк), несправедливо обвинённого в убийстве, понадобится большая сцена на питерской набережной, чтобы убийца осознал, если перефразировать А. С. Пушкина: "не все глядят в Наполеоны, двуногих тварей миллионы..."

 

И конечно, в центре - актёрское трио. Играющая, кажется, на грани возможного Анастасия Малеванова, показывающая пластически и мимически вначале изломанную женскую судьбу Сони Мармеладовой, а к финалу, после омерзительной сцены с развратниками Лебезятниковым (Сергей Даниленко) и Лужиным (Владимир Скробан),- обретение чувства собственного достоинства. Станислав Линецкий (на снимке - в центре), который, напротив, проводит своего героя от идеализации своих действий к страшному надлому и осознанию бессмысленности пути с топором в руках.

 

А театральный Порфирий Петрович абсолютно не похож, скажем, на сыгранного когда-то Иннокентием Смоктуновским в фильме Льва Кулиджанова опытного, настойчивого сыщика. Борис Плоских рисует своего персонажа большей частью эксцентрическими красками (особенно в домашней сцене), чтобы в финале, на набережной, под грустный крик чаек и грохот разбивающихся о камни волн, подвести итог этой непростой истории об убийстве и непременном наказании.

Сергей ПАВЛЕНКО, «Красноярский рабочий»

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.