В театре Пушкина поставили «бунинскую симфонию» 27 ноября 2009 г.
В Государственном драматическом театре им. А.С Пушкина состоялась премьера спектакля «Темные аллеи» по мотивам рассказов И.А. Бунина. Нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин не любил театр. На дух не переносил. Попыткам изображения живой жизни через призму лицедейского искусства он посвятил немало уничижительных строк. И к идее собрать несколько рассказов из сборника «Темные аллеи» в единую пьесу он отнесся бы, мягко говоря, со скептицизмом. Но со дня его смерти прошло больше полувека, правопреемников у него не оказалось, и, кроме трепета перед именем классика, ничто не помешало Олегу Рыбкину — поставить ее на сцене красноярского театра имени А.С. Пушкина.
Лана Лебедева
За прочитанными страницами у меня упорно возникал образ надменного барина — впрочем, умеющего снайперски замечать детали и подробности. Нос пьяницы, состоящий из трех бугристо-пористых клубник, или мокрые веревочки, которыми привязаны крышки к чайникам в извозчичьем трактире. «Наблюдение народного быта? Ошибаетесь, — только... этой мокрой веревочки!»
Такое изощренное, даже болезненное внимание к мельчайшим деталям чем-то перекликается с графическими листами Обри Бердслея. Сходен и эротизм обоих авторов. «Темные аллеи» любви у Бунина почти неизбежно ведут к разлуке, смерти, самоубийству; от его рассказов, как и от пышности композиций Бердслея, чуть заметно, но явственно наносит тленом.
Так вот, в спектакле все это есть. Режиссеру удалось предельно откровенно и подробно рассказать об интимнейших человеческих отношениях, — однако всегда на том пределе, где большое искусство ни на йоту не снижается даже до намеков на натурализм.
В основе пьесы — самые яркие и трагичные истории любви из цикла: «Темные аллеи», «Генрих», «Мадрид», «Второй кофейник», «Пароход «Саратов», «Месть» и другие.
Любовь, по Бунину, может существовать либо как предвкушения и грезы, либо как воспоминание, либо как сожаление о несбывшемся, но сам момент воплощения любви жестоко разочаровывает. Правда, Жорж, приближенный и отторгнутый вероломной Валерией, не бросается под поезд, как в литературном первоисточнике, а доживает до преклонных лет. Его любовь предали — и он тоже предаст робкую надежду уличной девочки Полины-Кати. Где уж серенькому воробышку тягаться с эффектной Музой.
Хотя и Музе, эксцентричной искательнице приключений, особо не позавидуешь. Откуда ей было знать, что связать свою жизнь с человеком творческим — значит заведомо согласиться на второе место? Творец служит своей мечте, воображению, музе — хоть и с маленькой буквы, а все-таки богине большей, нежели женщина из плоти и крови. Так что и это чувство заведомо обречено.
Но под закат жизни, когда темные липы уже облетают, судьба (или воля автора) может подарить встречу с утраченной юношеской любовью, и тут оказывается, что ничто не забыто, ничто не погасло. В спектакле встреча генерала Данилевского и содержательницы постоялого двора Надежды, первой его возлюбленной — одна из самых сильных сцен, на мой взгляд. Однако, в пьесе она не одна. Актеры не раз доводят зрителя до слез и мурашек.
Эта пьеса создана по законам музыкального произведения, — делится режиссер Олег Рыбкин. – Невозможно выделить наиболее яркую или сильную сюжетную линию. Для меня они все равноценны, как в симфонии.
Итог жизни Жоржа Левицкого — эмигрантская конура, улетевшие музы и свирепые приступы ностальгии. Хотя случайная встреча с Валерией и принесет ему короткое запоздалое счастье, позволит закончить задуманный еще в юности портрет русалки, но все-таки это Бунин, и зрителя не собираются баловать счастливым концом. Еще один русский, потерявший родину, ляжет во французскую землю, а жизнь и история равнодушно покатятся дальше. Уйдут в прошлое и большевики, и демократы, и правые, и левые, и зеленые в крапинку. А «темных лип аллеи» будут цвести, маня новых влюбленных, с опушки леса снова выглянет загадочный козерог, и где-то в глубине России на лугу будет пастись «вот такая же, как эта, старая белая кляча с облезлой зеленоватой холкой и розовыми разбитыми копытами». Лана Лебедева, Известия
Назад к списку статей |