145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

За счастьем
04 августа 2017 г.

Корреспондент журнала "Театр." в Красноярске – об одном из лучших спектаклей прошлого сезона – постановке Олега Рыбкина «Чик. Гудбай, Берлин!» в Красноярском театре имени Пушкина.

«Чик. Гудбай, Берлин!» — классическая история взросления подростка, который, вырвавшись из скучной обыденной жизни, переживает множество приключений. И вдруг открывает, что мир прекрасен и разнообразен, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. В 2017 году спектакль был признан лучшей премьерой малой формы на краевом фестивале «Театральная весна», вошел во внеконкурсную программу «Золотой маски» «Детский weekend», но имел все шансы оказаться и в конкурсе — это один из лучших российских спектаклей прошлого сезона для семейного просмотра. Непринужденный разговор со зрителями разных возрастов, в котором забавные откровения подростков о первой любви и вопросах пола уже соседствуют с серьезными размышлениями о мире взрослых. О мире, в который каждый из нас входит через боль и мучительные сомнения, чтобы осознать: по-настоящему важно лишь то, счастлив ты или нет. Так говорит мать Майка, одного из героев «Чика». И, собственно, постановка Олега Рыбкина — о пути к этому осознанию.
Роман немецкого писателя Вольфганга Херрндорфа «Чик» вышел в 2010 году и признан одним из важнейших подростковых произведений десятилетия. Вскоре Роберт Коаль написал по нему пьесу, которая уже множество раз ставилась в Европе. В 2015 году она была переведена на русский язык и издана в антологии «ШАГ 11+» (акроним из слов Швейцария, Австрия и Германия), собравшей лучшие образцы современной немецкоязычной драматургии для юношества. Осенью того же года театр имени Пушкина впервые сделал читку «Чика» на Красноярской ярмарке книжной культуры, которую проводит в городе Фонд Михаила Прохорова. Пьеса вызвала такой интерес, что в течение сезона артисты показывали ее в формате work-in-progress. Премьера состоялась весной 2016 года на фестивале современной драматургии «ДНК» («Драма. Новый код»).
Это камерный спектакль, в котором буквально только «актеры и коврик» — и большего для него действительно не требуется. Зрители сидят за партами, одна из них позже служит героям автомобилем, а все видеооформление, сопровождающее рассказ 14-летнего Майка о том, как он провел самое счастливое лето в своей жизни, проецируется на экран (школьную доску). Хотя вначале его публичная исповедь у этой доски не предвещает ничего радостного. Перед публикой предстает зажатый подросток (Никита Косачёв) в рубашке, наглухо застегнутой на все пуговицы, не знающий, что делать со своими руками, с сумбурной речью. Себя он воспринимает как скучного и нудного типа, у которого нет друзей, и самой красивой девчонке в классе он совершенно неинтересен. Дома тоже ничего хорошего: родителей переживания и комплексы сына не волнуют, каждый из них эгоистично живет своей жизнью. Из этого удушливого мира действительно хочется сбежать куда угодно. Дальнейшие события, сюжетно решенные в жанре road-movie, и есть бегство на свободу. В компании такого же лузера, своего одноклассника Чика, на угнанной им раздолбанной «Ниве» Майк отправляется в путешествие. Сначала — просто покататься по Берлину, потом — все дальше и дальше из города, навстречу неизведанному. И вот уже с подростком происходит разительная перемена — ворот рубашки расстегнут, напряжение отступает, и зрителям тоже передается это ощущение полной свободы, когда можно делать все, что угодно, не беспокоясь о последствиях. И не важно, что эта радостная беспечность ненадолго.
По сюжету «Чик» близок другому знаменитому роману взросления — «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Оба произведения роднит неудовлетворенность юных героев окружающим миром, его нормами и правилами, желание вырваться из него. Но Майку, в отличие от Холдена Колфилда, повезло больше. Он обретает друга, который помогает ему принять самого себя и увидеть, что жизнь, что бы о ней ни говорили взрослые, все же не так плоха. Встречает девушку Изу, с которой его, вероятно, ждет что-то хорошее. И он искренне любит свою мать — женщину, заливающую свои проблемы алкоголем, но именно она преподносит сыну самые ценные уроки.
Все события и персонажи в красноярском спектакле переданы глазами Майка, это его восприятие действительности. Андрей Чихачёв, он же Чик, в исполнении Станислава Линецкого — олицетворенное воплощение обывательских европейских стереотипов о «странных русских». Из семьи эмигрантов, угрюмый, нелюдимый — значит, наверняка связан с «русской мафией». К тому же выпивает, и, как к финалу выясняется, с криминальным прошлым, да еще и гей. К новому однокласснику поначалу настороженно относится и Майк. Но совместное путешествие так сближает мальчиков, что новость о сексуальной ориентации друга его не отталкивает — на секунду Майк даже задумывается, «не стать ли ему тоже геем». Но тут же признает, что девчонок он любит больше. В постановке Рыбкина тема половой самоидентификации, до сих пор ханжески отрицаемая на российской сцене почти повсеместно, показана с редкими юмором и естественностью.
Мир взрослых в спектакле в восприятии Майка имеет два абсолютно противоположных полюса, и эти полюсы показаны всего через двух актеров. Женский в исполнении Натальи Горячевой (мать Майка и женщина-«бегемот», нечаянно сломавшая Чику ногу) — добрый и положительный, хотя подчас и гротесково-анекдотичный. Мужской, переданный через Дмитрия Боркова (отец, старый полоумный нацист Фрикке и школьный учитель), — грубый и деспотичный. Можно, конечно, порассуждать об Эдиповом комплексе, попытаться объяснить эту ярко выраженную контрастность болезненной тягой мальчика-подростка к матери. Но мне кажется, речь здесь о другом. Такое впечатление, что мужской мир до сих пор еще не изжил комплексы и фобии, порожденные двумя мировыми войнами — и это свойственно не только Германии и России, но и многим другим странам. Ощущение, что весь мир идет на тебя войной, все вокруг враги, от которых нужно постоянно обороняться — разве не это мы наблюдаем в современной действительности? В роли старика Фрикке, который чуть не убил путешественников, нечаянно забравшихся на его территорию, Борков изображает карикатурный осколок Рейха, в сознании которого события прошлого изрядно перепутаны. Сначала он называет себя коммунистом, вспоминает о любимой девушке, погибшей в газовой камере — и тут же хвастается, что был лучшим стрелком на фронте. Рассказ сопровождается кадрами нацисткой хроники — фото детей из гитлерюгенда, сожжение книг, марширующие юные солдаты. Смотришь на все это — и невольно отождествляешь происходящее с событиями другой империи, сталинской. И с ее поклонниками, которые, в отличие от Германии, вновь открыто обожествляют своего кумира и выходят с его портретами на демонстрации.
Женский мир в спектакле мягче и гибче, хотя и более остро подчас реагирует на несовершенства действительности. В обеих своих героинях Наталья Горячева показывает сильное материнское начало — заботу и любовь. Женщина-«бегемот», речевой терапевт, бросившаяся спасать подростков из перевернувшейся машины, болтает без умолку — но все равно она, по словам Майка, «до жути мила». Потому что беспокойство ее о подростках искреннее, и она не учит их жить.
Еще острее и зримее этот конфликт — мужской закомплексованной агрессии и женской самодостаточности — передан актерами на примере отца и матери Майка. «С самого детства отец учил, что мир плохой и нельзя никому верить, — говорит в финале Майк. — И, может, 99 процентов людей действительно плохие. Но за все время путешествия нам попался 1 процент хороших». Мать же, которая пьет, сколько Майк ее помнит, в исполнении Натальи Горячевой — человек глубоко несчастный , осознающий, что ей уже не подняться. Но именно она произносит ключевые фразы в этом спектакле. «Я мало чему научила тебя, Майк. Но это ты запомни крепко. Во-первых, говорить можно обо всем. И, во-вторых — плевать, что подумают другие», — говорит она в самом начале. И заканчивает словами о важности научиться быть счастливым. Можно не сомневаться — ее уроки сын усвоит накрепко. Спектакль Олега Рыбкина дарит надежду на счастье.

 

оригинал : http://oteatre.info/za-schastem/

Елена Коновалова

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.