"Красный проект" — на берегах Енисея 28 сентября 2017 г.
В Красноярске состоялась мировая премьера спектакля по произведениям Дмитрия Пригова «Я.Другой.Такой.Страны», которая стала ещё одним звеном творческого проекта краевого драматического театра имени А. С. Пушкина, посвящённого приближающемуся столетию Октябрьской революции.
Незаурядность этого события была подчёркнута тем, что на деванюю премьеру прилетела вдова писателя Надежда Георгиевна Бурова. И спектакль, и игру сибирских актёров она оценила высоко.
Кроме того, в театре прошло ещё одно необычное мероприятие — круглый стол «Оставь свои недоумения», на котором обсуждался новый спектакль.
Участниками дискуссии встречи стали уважаемая гостья Красноярска — Надежда Бурова, режиссёр спектакля Дмитрий Егоров, главный режиссер театра имени А. С. Пушкина Олег Рыбкин, профессор Красноярского государственного педагогического университета Наталья Ковтун, кандидат филологических наук, преподаватель КГПУ Александр Горбенко, театральный критик, кандидат искусствоведения, профессор, главный редактор журнала «Петербургский театральный журнал» Марина Дмитриевская, а также члены творческого объединения Литэлита.
Возможно, поэт, художник, скульптор Дмитрий Пригов мало известен красноярцам, но тем не менее он является центральной фигурой новой русской литературы на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Его называют одним из основоположников московского концептуализма.
Напомним, что концептуализм — последний этап саморазвития авангарда ХХ века. Для него характерно сведение в пределах одного текста как высоких языков культуры, государства, науки, так и бытовых, низких слов и понятий. Пригов же в своём творчестве и вовсе, разрушая язык советской мифологии, создаёт новую реальность, новую историю, которая, тем не менее, сегодня может помочь современному зрителю разобраться с тем, что происходило в нашей стране последние сто лет.
Фигура Дмитрия Пригова известна только в узких творческих кругах. Но это в России. А вот за её пределами его произведения уже давно вызывают сильнейший интерес: их изучают, много переводят (особенно итальянцы), проводятся научные конференции и обсуждения. Интересно, чем привлекает иностранцев этот русский мыслитель?
Надежда Бурова прилетела на премьеру из Лондона. По её словам, угодить ей не так-то просто, но постановка красноярцев пришлась по душе. «А чем хуже Красноярск какого-то Парижа? — спрашивает вдова поэта — Хорошо, что такой спектакль появился у вас в городе». И тут же добавляет, что относится к Красноярску совершенно по-особенному.
Надежда Бурова произносит свою речь стоя. «Не позволяйте вот этому механизму, – говорит вдова поэта, постукивая в области, где расположен мозг, указательным пальцем, – не быть использованным. Не позволяйте манипулировать своим сознанием! Будьте умными. И непохожими».
Этими словами она обозначила главную тему театральной дискуссии, которая затем красной нитью прошла через всё обсуждение. Например, режиссёр постановки Дмитрий Егоров поделился наблюдениями из зрительного зала: один человек смеётся, а сидящий рядом с ним плачет. Неоднозначность восприятия — вот, что характеризует этот спектакль.
А однозначного восприятия, как утверждает режиссер, и не должно быть, каждый воспримет эту новаторскую постановку по-своему, и выводы сделает свои, потому что иначе — уже получится манипуляция сознанием. А еще лучше: если человек в чём-то усомнится. Вытащит после выступления телефон и загуглит: «А командовал ли Пушкин Бородинским сражением?»
В этом-то и суть. Зритель, наблюдая за действиями на сцене, запутывается и распутывается. Он — мыслит.
А как достучаться до людей, которые мыслить не хотят? Ну вот не нужно им это, а ведь таких людей очень много… Этот вопрос так и остался открытым.
А, правда, нужно ли мыслить всем? Ведь думающими людьми сложнее управлять, и мнение они своё имеют, и внушить им что-то куда более затруднительно.
Красноярцы могут сами ответить на этот вопрос. Напомним, что у горожан всё ещё есть уникальная возможность приоткрыть для себя завесу творчества великого концептуалиста России. Увидеть премьерный спектакль «Я.Другой.Такой.Страны» можно будет в театре имени Пушкина 6 и 27 октября, а также 7 ноября.
Дарья МАКСИМОВА
Мнение зрителя
Разгадать великий секрет "Великого Октября"
Премьера по Пригову стала несомненной удачей краевой драмы, потому что наш театр заговорил на современном языке искусства на острые, злободневнейшие темы, поставил вопросы, на которые общество до сих пор не может найти ответы.
А, может быть, мы просто не хотим знать эти ответы, потому что страшно, потому что обидно. Действительно, когда в переполненном юмором спектакле тончайший лирик, актёр Василий Решетников в роли Сталина выходит на авансцену в белоснежном мундире и грозит пальцем. То вдруг становится страшно, необъяснимо почему, но страшно...
Концептуалист Дмитрий Пригов, действительно, умел говорить о сложнейших вещах одновременно очень просто и очень парадоксально. Эту особенность его творчества замечательно передаёт режиссёр Митя Егоров. И сначала его спектакль, где нет единого сюжета, может вызвать раздражение, но затем он обретает совершенно чёткий ритм, которые придают ему некие театральные маски, периодически появляющиеся на сцене.
Может быть, не сразу, но через день -- другой любой внимательный зритель обязательно поймёт великую мудрость приговской простоты, которая позволяет, действительно, сказать о том, что делал с людьми в России этот самый "советский эксперимент" серпа и молота. За сто лет революции в нашей истории было всё -- и великие достижения, и страшные трагедии, и герои, и злодеи, и вдохновенный подъём народного духа, и безнадёжное отчаяние этого самого народа.
Только при всём этом, в чём и заключается главное открытие Пригова и красноярского спектакля, именно в советской стране зачастую одно выдавалось за другое. Ничтожные рассуждения становились истиной в последней инстанции, а истинный героизм преображался пропагандой так, что становилось порой тошно на него смотреть...
Главной героиней всей истории страны по Пригову становится беременная, немного косноязычная и может быть даже малограмотная женщина в блестящем исполнении Марии Алексеевой. И величие её состоит в том, что она выжила в этом жутком времени, дождалась Победы, а самое главное родила и воспитала своих детей, вопреки нищете, голоду и разрухе, то есть дала жизнь нам с вами, тем, кто живёт сегодня в России, пытающейся остаться свободной страной.
Прекрасно исполненные идеологические клише про Ленина, Сталина, Пушкина заставляют задуматься над тем, а понимаем ли мы сегодня, кто они были на самом деле и что сделали для нашей страны. Или нам до сих пор достаточно в лоб одного лозунга "Пушкин -- это Россия"...
А героиня Маши Алексеевой встала на сцене в очередь, которая была главной приметой советского быта... И вдруг пригласила в неё не только Сталина, но ещё и Пушкина, Лермонтова и даже Блока. Не могло быть такого? Не могло, конечно, но и такого "запудривания мозгов" людям в нашем недавнем прошлом тоже не должно было быть.
А если предположить, что в чём-то оно успешно продолжается до сих пор (достаточно включить телевизор), то персонажи мэтров краевой драмы Андрея Киндякова и Владимира Пузанова становятся не просто актуальными, но публицистически заострёнными не только в сегодняшний, но и в завтрашний день. Один -- оптимист -- уверен, что "не всё в прошлом было плохо"! Другой -- пессимист -- утверждает, что "ничего хорошего не было и быть не могло..."
В какой-то момент талантливые актёры оживляют эти маски, очеловечивают их, и вот они уже понимают,что и спорить-то не о чем, жизнь прошла, была она очень тяжкой, и остаётся только выпить за упокой всех своих друзей-приятелей по ту или иную сторону сталинского ГУЛАГа.
Блестяще и очень пластично работает Никита Косачёв, создавая апокрифичный образ героя Революции Сергея Лазо. Совершенно невероятный, практически сказочный, но при этом очень добрый и запоминающийся. Может быть, Пригов прав, мы никогда не узнаем, какими на самом деле были эти люди, сделавшие нашу революцию, нам даже сложно их понять в нынешний утилитарный век, лишённый всяческой романтики.
Но их дела говорят сами за себя, они вздыбили Россию, они многому научили весь остальной мир, они, действительно, не жалели себя и народ, но при этом не нуждаются в чьём-то оправдании, хотя и заслуживают того, чтобы стать нашими песнями, названиями городов и улиц, и просто таких невероятных спектаклей -мифов, что был представлен в театре имени Пушкина накануне 100-летия Революции.
Украшением этого театрального действа стали работы многих молодых артистов театра -- Эмилии Шевчук, Владимира Скробана, Екатерины Соколовой, Ивана Янюка и многих других. Они легко вписались в этот необычный философско-литературный материал, играют легко и вдохновенно. Молодцы!
И тут я хочу поделиться ещё одним важным наблюдением для тех красноярцев, которые преданы любимому театру. Мне, кажется, что в обновлённые стены краевой драмы постепенно возвращается настоящее искусство. Первый сезон после капитального ремонта был очень трудным и неровным.
Во втором началось явное возрождение достаточно вспомнить глубокие спектакли по Леониду Андрееву и Фёдору Достоевскому, а также солнечные "Покровские ворота". И вот новый сезон, которые начинается с дерзкого театрального эксперимента, на который может отважиться только очень зрелый и профессиональный творческий коллектив!
Диана АНГАРСКАЯ.
<a href="http://www.krasrab.com/archive/2017/09/22/08/view_article">Красноярский рабочий</a>
Назад к списку статей |