145-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Зритель, подвинься!
25 декабря 2017 г.

9 и 10 декабря на большой сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Корреспондент «Территории Культуры» не мог пропустить этого события.

Произведение Стоппарда раскрывает историю принца Гамлета с другого ракурса – глазами его приятелей по университету Розенкранца и Гильденстерна. Им поручено разузнать о намерениях принца, а впоследствии препроводить его на казнь. Два героя все время задаются роковыми вопросами: зачем они здесь, кто их послал, что вообще происходит – и не находят ответов. Они – заложники написанного сюжета, да еще и второстепенные действующие лица. Для них основные герои пьесы Шекспира выглядят корыстными, суетливыми, ужасающими. Розенкранц и Гильденстерн с трудом успевают осознавать, как их втягивают в историю. Отсюда – красной линией проходящая сквозь пьесу мысль о том, что человек не властен над судьбой.

Олег Рыбкин удерживает внимание зрителя при помощи элементов визуального театра. Сравните, «пушкинскую» версию с фильмом Стоппарда: в первой очевидна ставка на выстраивании света, композиции; во втором – мы скорее слушаем адаптированную версию книги. Уже в самом начале спектакля мы видим Розенкранца и Гильденстерна в проекции – они словно растекаются в воздухе (видна параллель: в пьесе герои не находят, кто они, куда идут и зачем). Музыка сбивает с толку: варьете, кислотно-дискотечное нечто – в елисаветинскую эпоху. Впрочем, костюмы – микс эпох, Р. и Г. к примеру, напоминают лондонских денди.

Режиссер прибегнул к подчеркнутой театральности, причудливо загримировав бродячую труппу актеров, короля и мать Гамлета, да и самого принца. Видимо, чтобы лишний раз напомнить, что все это выдумка. Отдельно нужно отметить выход нового актера театра Пушкина Георгия Дмитриева в роли короля. Огромная его фигура, зычный голос, который моментально он превращал в фальцет – все это рождало ощущение скорее ужасающее, чем комичное. Одни нормальные ребята здесь – Р. и Г. Ах, да, еще зрители. Они здесь играют свою роль, ибо оказываются на сцене, даже дважды, и лишь раз – в зрительном зале. «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Кстати, эксперименты со сценами использовали в этом сезоне Театр оперы и балета – в «Русалочке» зритель оказывался в глубине сцены перед бассейном. В «Мухах» ТЮЗа сцена «залазит» в зрительный зал, вытягивается, актеры находятся в зале – это называется «иммерсивный театр».

«Мы актеры, понимаете? Мы не выбираем, мы подчиняемся указаниям» - говорит актер труппы. А выбирает ли человек свой путь в жизни? Или живет по инерции?

Главный режиссер театра Олег Рыбкин перед показом предупреждал: читать пьесу Стоппарда не обязательно, главное ознакомиться с «Гамлетом» Шекспира. Так интереснее будет! Но, не читав пьесы, вряд ли можно уловить ее основные идеи – в спектакле они проговариваются слишком быстро в общей словесной белиберде. Зато вдоволь: балагана, абсурда, экспрессии, цирка.

Вывод: посетить ради эксперимента со зрительным залом и сценой и безумного короля. 

Для справки:

У пьесы не очень длинная история постановок в России. В 1990 году постановка Евгения Арье на Малой сцене Театра Маяковского. В 2009 году «Другой театр», дочернее предприятие «Квартета И», представил пьесу в формате антрепризы. В феврале 2017 года режиссер Дмитрий Волкострелов в петербургском ТЮЗе переместил действие произведения в СССР 80-х годов. (А красноярцам, кстати, недавно был дарован шанс увидеть постановку в рамках проекта «Theatre HD»: к 50-летию со дня начала его сценической жизни в лондонском «Олд Вике» выступили Дэниэл Рэдклифф и Джошуа МакГуайр).

Территория культуры

Роман Минеев

Назад к списку статей

О театре

Технические возможности
История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2025 г.