«СПЕКТАКЛЬ ГОВОРИТ С ПОДРОСТКОМ НА ЕГО ЯЗЫКЕ»: К РОЖДЕСТВЕНСКОМУ ФЕСТИВАЛЮ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ КРАСНОЯРЦЫ 10 января 2018 г.
XII Международный Рождественский фестиваль искусств традиционно представляет региональные спектакли, ставшие заметными событиями в культурной жизни нашей страны. К форуму присоединилась творческая группа Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. 15 и 16 декабря в малом зале театра «Красный факел» – три показа роуд-муви «Чик. Гудбай, Берлин!» по одному из главных подростковых романов десятилетия Вольфганга Херрндорфа. Пьеса Роберта Коаля по мотивам произведения обошла многие европейские подмостки. Наконец, стараниями Гете-института этот хит добрался и до нас. Спектакль – участник программы «Детский Weekend» Национального театрального фестиваля «Золотая Маска – 2017». 15 декабря действо сопровождали два события off-программы: брифинг с режиссером и артистами и итоговое обсуждение со зрителями.
Олег Рыбкин возглавляет красноярскую драму с 2006 года. Его постановки неизменно находят широкий отклик российских критиков, «Чик. Гудбай, Берлин!» – не исключение. Режиссер рассказывает о своей работе: «Роман – современная подростковая литература. Это история двух парней, которые едут. Есть такой жанр в кинематографе – роуд-муви. И он присутствует у нас в спектакле. По ходу своего движения ребята знакомятся с окружающим миром, с ними что-то происходит. Понятно, что выезжают они одними людьми, а возвращаются другими. Немаловажная деталь – машина украдена, автомобиль „Нива”. Когда страна поставляла продукцию волжского автомобильного завода, видимо, и до Германии она доезжала.
В Москве мы играли спектакль на сцене Театра Наций. Не так давно выступили в Челябинске на фестивале „Камерата”, где получили заслуженные призы за лучший дуэт и режиссуру. Спектакль пользуется, как мне кажется, большим интересом. Многие говорят о том, что такого рода драматургии, которая говорит с подростком на свойственном ему языке, не сюсюкает, а обсуждает достаточно сложные, серьезные темы, у нас очень мало.
В романе столкнулись два определенных мира – достаточно обеспеченного по немецким меркам мальчика и совершенно другого интеллектуального круга девочки. Они уходят из комфортного мира существования, видимо, потому что он подавляет их индивидуальность и мешает становиться личностью. Потому что, как известно, это требует противодействия окружающему миру. Здесь тот возраст, когда именно этого хочется. Поэтому появление персонажа Чика – человека из совершенно другой социальной, национальной среды, с какими-то представлениями о свободе – оказывает решающую роль в том, что мы задумываемся к финалу, что же будет дальше с героями, куда дальше их повернет судьба. Но, повторюсь, они уже не будут такими, как прежде».
Актриса Анастасия Малеванова обращается к образу своей героини Изы: «Я – сбежавшая из дома бомжиха. Мы подозреваем, что она по каким-то идейным соображениям сбежала. Не потому что у нее плохо, а для того, чтобы исследовать окружающую среду. Такая юная феминистка».
Исполнитель главной роли Чика Станислав Линецкий: «Насыщенное шальное детство помогло мне с большим пониманием сыграть эту роль. Работа была не на сопротивление. Все дорожные истории похожи. Основной принцип – встреча героев из разных социальных статусов, разных по гендерному признаку. На этом и строится инициация сторон. Наш спектакль – о счастье. О выборе, который повлияет на всю дальнейшую судьбу. О выборе спонтанном, об импульсивности, о человечности как таковой».
После окончания спектакля, когда смолкли аплодисменты, зрители смогли поделиться с режиссером и актерами своими впечатлениями от увиденного.
«Я читала книгу, поэтому во время просмотра сравнивала спектакль с оригиналом. Это очень сложная работа, потому что приключенческий жанр, масштабный, всевозможные пейзажи… Мне кажется, вы классно, метафорично это передали».
«Мне невероятно повезло в детстве, потому что я всю жизнь провела в детских оздоровительных лагерях, т. е. в специальном детском мире. И взрослые этим подростковым миром жили. И когда я приходила в школу, понимала: как я живут процентов двадцать подростков России. С одной стороны, то, о чем говорите и вы, и те взрослые в спектакле, – очень далеко от меня. С другой стороны, безумно близко. Сейчас вряд ли кто-то будет говорить вслух, что у меня была такая же мать алкоголичка, такой же папа, который постоянно сбегал. Словом, если это далеко от меня лично, то спектакль – очередной звоночек, что это слишком рядом. Даже если я об этом не говорю, знаю, что такие проблемы есть, я не имею права их игнорировать, становясь взрослым человечком».
«Чем старше становишься, тем как-то больше воспоминаний о школе, о подростковом возрасте. Когда я смотрел спектакль, думал: почему мне в юном возрасте не хватало духа авантюризма? Почему персонажи вот такие, а я таким не был? Хорошо, что эти ребята живут по-другому, осуществляют свои желания, о чем мы раньше могли только мечтать. Спасибо вам, я немного поностальгировал о молодых своих годах и получил истинное удовольствие от спектакля».
«Я и моя подруга – немки. Хотим поблагодарить за постановку, было прекрасно. Сначала мы были чуть-чуть конфузны. Мы прочитали роман. Вы начали спектакль с автомобиля „Нива”, на котором они путешествуют. Это была прекрасная идея. Мне очень понравилось, как вы используете разные способы медиа. Спасибо за двойные фигуры, когда один актер воплощает два образа».
Олег Рыбкин завершил обсуждение словами: «Встречи со зрителями для нас – продолжение спектакля. Это не первая такая встреча, как вы понимаете. Мы всегда ждем ваши отзывы, очень рады, что сегодня их получили. Спасибо!»
<a href="http://www.globus-nsk.ru/news/1781.html">На XII Рождественском фестивале</a>
Назад к списку статей |