Надеть пузо и угнать автомобиль. 19 февраля 2018 г.
«Театральный проспект» №4(121) 98й театральный сезон
XII Международный Рождественский фестиваль искусств подарил новосибирцам интереснейшие события и незабываемые впечатления. «Театральному проспекту» удалось побывать на творческих встречах с Григорием Козловым, художественным руководителем Санкт-Петербургского театра «Мастерская», педагогом РГИСИ, и Олегом Рыбкиным, художественным руководителем Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. Режиссеры рассказали о привезенных спектаклях и поделились своими размышлениями, которые мы зафиксировали специально для вас.
Роман знаменитого писателя Вольфганга Херрндорфа «Гудбай, Берлин!» был написан семь лет назад, в 2010 году. А вскоре ( в 2013 - прим, ред.) он уже, к сожалению, ушел из жизни. Его друг, немецкий драматург Роберт Коэль, переработал этот роман.
У нас в Красноярске есть такое замечательное мероприятие, как Ярмарка книжной культуры. И этот роман был представлен там, смешно даже говорить, в рубрике «Недетские книжки»: запечатан в целлофан, с маркировкой «18+» - то есть содержание узнать было невозможно.
Мы на этой ярмарке периодически представляем драматургию издательства «Новое Литературное Обозрение» - «НЛО»: польскую, швейцарскую, немецкую, норвежскую.
Представляем в популярном сегодня жанре читок. И там мы первый раз прочитали его в сокращенном варианте.
Текст нами был достаточно адаптирован. А слова, которые родились в процессе репетиций, мне кажется, дополнили картину. Примерно таким же живым языком, как в спектакле, написан и первоисточник.
Мы его играли в рамках программы «Золотой Маски», а не так давно в Челябинске на фестивале «Камерата» по-лучили заслуженный приз за актерский дуэт, и мне вручили награду за режиссуру. Нужно сказать, спектакль вызывает большой интерес. Многие, кстати, говорили о том, что такого рода драматургии, которая общается с подростком на свойственном ему языке, не сюсюкая, а поднимая достаточно сложные и серьезные темы, у нас сегодня очень мало. Там действительно есть острые моменты, поэтому мы тоже маркировали спектакль «16+» - на всякий случай. Некоторые вообще считают, что это разговор для взрослых о взаимоотношениях со своими детьми, и необходимо смотреть вместе.
Это история парней, которые путешествуют, в духе «роуд-муви». Конечно, это жанр кинематографа, но так уж написан роман, и это сохраняется в нашем спектакле.
В ходе репетиций мы смотрели много фильмов. В частности, тех, которые связаны с подростковой проблематикой. Структура спектакля и кинематографическая в чем-то, и литературная. Прекрасно образованные московские мальчики четырнадцати-пятнадцативсего, со снятым по этому же роману Фатихом Акином и с «Алисой в городах» Вима Вендерса.
По ходу своего движения ребята знакомятся с окружающим миром. Понятно, что выезжают дети одними людьми, а возвращаются уже абсолютно другими. Да, и все это приключение на краденном, что немаловажно, автомобиле «Нива» - видимо, действие происходит в Восточной Германии, туда ведь поставляли раньше продукцию Волжского автомобильного завода, а теперь это там считается раритетом.
В спектакле столкнулись два определенных, два разных мира: достаточно обеспеченного по немецким меркам мальчика и, например, девочки совершенно другого круга - бомжихи, которая считает, что условия комфортного существования этого мальчика подавляет их индивидуальности, подавляет какие-то их проявления, мешает становиться личностью. Как известно, подростковый возраст требует противодействия миру, сопротивления. Поэтому появление человека из другой социальной, эмоциональной среды, с иными представлениями о свободе, конечно же, оказывает сильнейшее влияние. Финал истории заставляет задуматься о том, что же будет дальше с этими героями, куда повернет их судьба.
Мысль, которую я хотел донести до зрителя, далеко не одна - их очень много. Это можно понять и почувствовать, посмотрев спектакль. Но мысль - это ведь не самое главное, есть еще и эмоции. Иногда только через них, через эмоциональное представление доходит нужная мысль.
На встречах побывали Юля Бухарина и Мария Куриленко Фото Виктора Дмитриева
Мария Куриленко
Назад к списку статей |