Алексей Исаченко 20 августа 2018 г.
Народный артист России, актер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, недавно сыгравший главную роль в трехсотом спектакле «Конек-горбунок», готовится
к своему юбилейному пятидесятому театральному сезону.
У вас очень богатая творческая биография, вы обладатель самого престижного в театральной среде звания – народный артист России. Какие чувства вы испытываете?
В следующем году у меня будет большой творческий юбилей – 50 лет, как я работаю в театре. В феврале 1969 года я окончил Иркутское театральное училище, а в марте уже был принят в труппу Иркутского театра имени Охлопкова. Меня единственного с курса оставили при родном театре. За время всей моей театральной жизни было много счастливого и радостного, хотя были и тяжелые дни, когда хотелось уйти и бросить это дело, забыть, что такое театр, и не ступать туда ногой. Можете представить: за свою творческую карьеру я сыграл больше 150 ролей. Но в то же время я не представляю свою жизнь без театра, без своей актерской профессии.
Как случилось, что вы выбрали путь артиста?
Я поступил в театральное училище, не имея представления о том, что такое театр. Когда мне было 15 лет, я жил на станции Замзор, это в шестистах километрах от Иркутска. Там не то что телевидения, даже радио не было, театры на гастроли, как вы понимаете, тоже не приезжали. Но я очень активно участвовал в школьной самодеятельности и хотел выступать на сцене. В Иркутском музыкальном училище мне отказали, поскольку не завершилась мутация голоса. Вернувшись домой ни с чем, я случайно прочел в газете о наборе в театральное училище. А театральное училище – это что значит? Это тоже связано со сценой! Для поступления нужно было выучить басню, рассказать стихотворение и спеть. Несмотря на колоссальный конкурс в сорок человек на место, меня приняли.
Как находите внутренние силы каждый раз браться за изучение нового типажа?
Всякий раз, когда я начинаю работу над новой ролью, я себя ощущаю не народным артистом, который проработал в театре уже сорок девять лет, а студентом. Для меня каждая новая пьеса – это белый лист.
Со стороны кажется, что вы очень рефлексирующий человек, это так?
Моя профессия заставляет меня быть рефлексирующим, остро реагирующим на все, открытым ко всему новому. Я не тот человек, который будет все носить в себе. У меня жена, Светлана Ильина, актриса театра. Мы вместе уже почти сорок лет, мы абсолютно разные. То, что любит она, – я не люблю, или то, что я люблю, – она не любит. Но мы находим пути, договариваемся, хотя, признаюсь, это тяжело. Но зато интересно! И у нас есть человек, ради которого мы сейчас существуем и живем, я имею в виду нашего внука Ванечку. Он обожает «Театр Пушкинова» – так его называет. Для него это праздник и волшебство.
Известно, что вы работали с крупнейшими мэтрами драматургии
и в разных театрах России.
Да, мне довелось поработать с великими драматургами. Среди них и Розов, и Арбузов, и Варфоломеев, и Сафронов, и Вампилов. Это счастье, когда работаешь, играешь, репетируешь, а в зале сидит автор. Пьеса Вампилова «Старший сын», которая сейчас обошла весь мир, впервые была поставлена в Иркутске, и я был участником первого спектакля. В то время Саша был малоизвестным драматургом, ему было 30 лет, а мне 19. Во время репетиций, прогонов он менял пьесу, что-то дописывал, пьеса постоянно изменялась, участие в живом процессе – вот в чем прелесть работы с автором.
Вы когда-нибудь хотели попробовать себя в роли режиссера?
Я не люблю, когда спектакли ставят актеры. В молодости у меня были такие амбиции, а потом я для себя понял, что это не мое. Режиссер-актер видит все со своей актерской точки зрения, начинает показывать, как играть. Это самое ужасное! А я ночи не сплю, размышляю над каждой фразой и сценой, подхожу к результату, а этот артист-режиссер хочет, чтобы я играл так, как он видит. Настоящий режиссер ничего не показывает, он только намекает, подсказывает, как должно быть. Он не дает интонации, а направляет меня – вот в чем искусство режиссера. За это качество я люблю Олега Рыбкина. Часто он вообще ничего не говорит, молчит. Когда мы выпускали «Старшего сына» в Красноярске, я не выдержал и сказал: «Олег Алексеевич, я в полном недоумении, я не знаю, правильно ли я делаю? Почему вы молчите?». В ответ он сказал мне: «Алексей Алексеевич, если бы не было правильно, я бы вам сказал». Вот это меня вдохновило, раскрепостило, и я стал еще свободнее в своих размышлениях.
Для вас поменялось представление о театре за это время?
Когда я начинал, режиссура была весьма особенной, да и манера игры была совершенно иной. Единственное, что ускользает, и это нужно сохранять – это быть правдивым, а то, что театральная реальность постоянно меняется, – от этого никуда не деться. Театр – живой организм, он не аморфен и, так же, как человек, проходит важные этапы в своей жизни. Сейчас в театре Пушкина замечательная труппа – в ней много потрясающих молодых актеров. Для них это самое счастливое время! Сходите непременно на «Три дня в деревне». Вы увидите, насколько постановка нравится самим актерам, поэтому и зритель ходит, зритель восторгается. Знаете, пройдет время, придет новое поколение, а театр так и будет жить, жить, жить, существовать. И дай бог ему здоровья!
А что еще важно знать
Родился в 1950 году в селе Ваганово Кемеровской области. Окончил Иркутское театральное училище по специальности «Актерское искусство». Работал в Иркутском академическом театре им Н. П. Охлопкова, Калининском государственном драматическом театре, театре драмы и комедии Челябинска-65 «Наш дом». В 1999 г. Первым в истории этого театра получил звание народного артиста России. В Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина пришел в 2001 году.
Назад к списку статей |