В поисках утраченного времени 01 октября 2009 г.
В Красноярском драматическом театре имени А.С. Пушкина идет подготовка к первой в 135-м сезоне премьере. Это будет спектакль по рассказам Ивана Бунина «Темные аллеи» в постановке главного режиссера театра Олега Рыбкина. Зрители увидят спектакль 10 октября.
Иван Алексеевич Бунин не был драматургом, а потому любой перенос своей прозы на сцену он оставил бы на совести режиссеров. Видимо, поэтому сколько-нибудь заметные театральные постановки по Бунину на современной сцене случаются не часто. Всему виной чересчур трепетное отношение к гению русской словесности — материал сопротивляется. В этом смысле у спектакля красноярского драматического театра есть все шансы стать исключением. В первую очередь потому, что за постановку взялся главный режиссер театра Пушкина Олег Рыбкин.
Режиссер уже зарекомендовал себя как разрушитель стереотипов, тормошащий консервативную публику свежим взглядом на театр. После нашумевшей в прошлом году «Чайки», где Рыбкин, не изменив в каноническом тексте ни строчки, умудрился вызвать шквал самых разных эмоций — от восторгов до полного неприятии, эта самая публика готова ко всему, к любой неожиданной трактовке. Но на то оно и искусство, чтобы быть непредсказуемым. В канун премьеры мы встретились с режиссером, дабы пролить на «Темные аллеи» немного света.
Кажется, на этот раз Олег Алексеевич решил вновь обмануть ожидания зрителей и стать — нет, не консерватором. Скорее, прогрессивным ретроградом.
- Найти Бунина для меня важнее всего — приоткрывает кулису режиссер — Его язык, образы, темп речи. Словом, какие-то вещи, свойственные ему одному. Мне меньше всего хотелось бы искать параллели с современностью. С одной стороны, театр им. А.С.Пушкина сейчас делает довольно смелые проекты. Например, фестиваль ДНК («Драма. Новый код»): это довольно агрессивная штука, с ненормативной лексикой раскрывающая современную жизнь. Это, конечно, интересно. Но, с другой стороны, мы понимаем, что теряем вечные ценности, например, великий русский язык, который сегодня утрачен.
Пьеса написана драматургом Ольгой Никифоровой в соавторстве с Олегом Рыбкиным по новеллам одноименного бунинского цикла. Это несколько истории о любви, сложный сюжет, в котором переплетаются судьбы людей.
В хрестоматийном рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» пароход назывался «Атлантида». Говорят же: как корабль назовешь... Впрочем, тут важна не та Атлантида — затонувшая цивилизация. Все наоборот — корабль, на котором в спектакле Рыбкина собираются герои бунинских историй, как осколок сгинувшего мира, как кусочек утраченной мозаики, — теперь всего лишь воспоминание. Персонажам некуда возвращаться, потому что покинутой родины больше нет. Теперь там другой язык, наполовину состоящий из аббревиатур, пролетарские кепки и лихорадочное строительство не весть чего.
- «Темные аллеи» написаны человеком, который понимает, что жизнь заканчивается, все уходит, уже невозможно вернуть тех чувств, уже невозможно вернуть «детства, отрочества, юности», не-воз-мож-но. Остаются только воспоминания
Видимо, это и есть бунинская «прекрасная эпоха», нежность к чему-то невозвратимому, от которой так трудно удержаться. Впрочем, зачем загадывать? До 10-го октября осталось совсем немного времени. Сами все увидим.
Генеральный партнер спектакля — ОАО «АЛЬФА-БАНК» в городе Красноярске. Алексей Макеев, Премиум
Назад к списку статей |