«Конек-горбунок» — сказочка с хитрой начинкой 15 марта 2012 г.
Написанная почти два века назад петербургским студентом Петром Ершовым, сказка тотчас разошлась на цитаты. Ее хвалил Пушкин и даже, как считается, помог автору, сочинив несколько строф, в том числе и начало первой главы. Как постановка «Конек» интерпретировался и перелицовывался многократно и многообразно. Магическая притягательность этой незатейливой сказки не давала покоя многим поколениям режиссеров. Из последних постановок можно вспомнить спектакль МХАТа им. Чехова (режиссер Евгений Писарев) по пьесе братьев Пресняковых — грандиозное действо с полетами на дымящемся бревне, барражированием над сценой моторной лодки с массовкой, посрамляющей по численности бразильский карнавал.
Главный режиссер Красноярского драматического театра им. Пушкина Олег Рыбкин, как настоящий сказочный богатырь пошел собственным, никем не проторенным путем. Он не польстился на ловкие, складные вирши братьев Пресняковых, выбрал текст прототипа, на слух современного зрителя достаточно сложный, неровный, состоящий из многих неравноценных в художественном отношении компонентов, но пылкий, сочный, озорной. И влил это волшебное зелье в маленькое пространство камерной сцены, превращенной в крестьянскую избу, где по вечерам после дневных трудов, под треск лучины и пиликанье сверчка поются песни и сказываются сказки. Сценографию (художник Елена Турчанинова) нельзя не похвалить: минимум машинерии, максимум изобретательности, юмора, синтез художественных элементов достаточно экстравагантен, но не эклектичен, чем грешат многие постановки этого жанра. Как и подобает в справном крестьянском хозяйстве, все ладно и к месту: и замечательные костюмы ручной работы, и домотканые дорожки, и мешки с овсом, и национальный фетиш - валенок, фигурирующий во многих ипостасях: ярмарочное колесо, головы коней златогривых и даже перископ Рыбы-Кита. Черный фон задника делает все это великолепие поистине ослепительным, сияющим, как хохломская роспись.
Отдельных слов благодарности заслуживает работа над спектаклем Екатерины Берестовой — музыка и действие идеально подчинены парадигме спектакля; гармонично сосуществуют и песни, написанные Екатериной Берестовой, и фольклорные мотивы, в которые искусно вплетены фрагменты блюзовой и рок-н-рольной классики. Актеры между тем вполне уверенно управляются и с вокалом, и с музицированием, что придает особенную, живую прелесть спектаклю. В постановке заняты народный артист России Алексей Исаченко (Сказочник, Царь, Старик), заслуженная артистка России Светлана Ильина (Месяц), Владимир Абакановский (Иванушка), Иван Янюк (Конек-Горбунок), Андрюс Даряла, Сергей Даниленко, Анастасия Медведева и Татьяна Чубаро. Каждый из исполнителей предстает сразу в нескольких амплуа, что логично встраивается в общую картину скоморошьего представления. Актеры играют легко, раскованно, на кураже, с видимым и ощутимым удовольствием и справляются с задачей столь блестяще, что трудно кого-либо выделить особо — все хороши! Дети им верят безоговорочно — мгновенно включаются в игру, становясь на время представления самой преданной группой поддержки для незадачливого Иванушки. А взрослые... Им тоже нашлось чем полюбоваться, над чем посмеяться, а над чем и призадуматься, понеже Талия никак не глупей Мельпомены. Единственное существенное замечание, возникшее по ходу спектакля, — линия «Жар-Птицына пера», не получила дальнейшего развития. Можно было бы и пожертвовать в пользу более подробного знакомства с «забиякой и воришкой» Ершом любимым персонажем древнерусской сатирической прозы, хотя бы ради респекта автору, Петру Павловичу Ершову. журнал Renome
Назад к списку статей |