Мелкие бесы и крупные страсти 02 июня 2009 г.
В рамках фестиваля современной драматургии "ДНК — дубль II" в Театре драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля-триллера "Лейтенант с острова Инишмор" по пьесе современного ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха. Спектакль поставлен главным режиссёром театра Олегом Рыбкиным.
Парочка провинциальных простаков (артисты Марк Парасюк и Иван Янюк) обнаруживают, что по нечаянности убили кота Томаса, любимую тварь местного патриота-отморозка Падрайка (артист Николай Аузин), который сам себе присвоил звание лейтенанта. Гибель кота влечёт за собой череду садистских пыток, кровавых убийств и прочих душераздирающих ужасов с применением бритвы, ружья, пистолетов и даже брызжущей искрами электропилы — "болгарки", которой в финале эти придурки перепиливают трупы невинных жертв. И всё это "криминальное чтиво" сопровождается рассуждениями (очень похожими на абсурдистские диалоги из фильмов Тарантино) о борьбе за независимость Ирландии, о любви к животным и тому подобном.
Стилистика пьесы да и спектакля отличается шокирующей, эпатажной брутальностью, макабрическим кладбищенским чёрным юмором, глумливой игрой на нервах ошарашенного зрителя. Впрочем, чем дальше, тем больше мы понимаем, что всё это лишь игра, кошмарный балаган, где вместо крови льётся клюквенный сок, и ни о каком сопереживании, конечно же, не может быть речи. Хотя борьба за свободу и независимость родины — дело очень даже серьёзное и вполне достойное уважения, но те методы, к которым прибегает "лейтенант" Падрайк и ему подобные, могут вызвать лишь отвращение.
Фабула пьесы ловко и изощрённо сплетена и сколочена, нет ни одной лишней детали, ни одной случайной реплики, и натурализм её кажущийся. Всё это, конечно же, настоящая, очень профессиональная литература — в отличие от многих российских пьес, написанных драматургами "новой волны" или театра.doc с их диктофонным реализмом и нудным потоком сознания маргинальных персонажей. МакДонах — мастер, вне всяких сомнений, и учителя у него явно были достойные. Так, похоже, он в своё время внимательно читал Достоевского, который в "Бесах" и других своих романах когда ещё описал все нынешние ужасы политического экстремизма.
Ведь именно Достоевский одним из первых показал, к каким страшным последствиям может привести безоглядная "борьба за справедливость", когда ради высоких целей губятся простые люди и цена человеческой жизни опускается до нуля. Правда, Фёдор Михайлович писал обо всём этом всерьёз, а современные авторы предпочитают постмодернистскую игру и чёрный юмор. Вот и Мартин МакДонах весьма остроумно играет на контрасте между жестокостью главного героя по отношению к людям и чувствительностью по отношению к любимому коту. Кстати, в психиатрии этот контраст определяется понятием "анестезия психика долороза", что является одним из симптомов шизофрении. И это вот сочетание сентиментальности и жестокости свидетельствует не только о расщеплении сознания героев пьесы, но и о тяжёлой духовной болезни всего современного общества.
В спектакле заняты в основном молодые актёры, играют они легко и свободно, особенно хочется отметить Анну Кирееву (Мейрид), Данила Коновалова (Кристи), Максима Третьяка (Джоуи). Действие движется стремительно, динамично, без пауз. Сценография аскетична и строго функциональна (художник Светлана Ламанова).
Обилие в спектакле ненормативной лексики лично меня не шокирует (наслышался и начитался!), но не все ведь отличаются такой же толерантностью к мату, который кого-то может и отвратить, а кого-то сбить с толку (и от серьёзной по сути пьесы в памяти иных зрителей может остаться лишь этот мат, что, конечно, печально). Если бы не это "излишество", можно было бы вполне рассчитывать на куда большее число зрителей.
Кстати, в финале неожиданно выясняется, что кот Томас жив — и значит, гора трупов была наворочена совершенно напрасно... Эдуард Русаков, Красноярский рабочий
Назад к списку статей |