Кладбище домашних животных 28 мая 2009 г.
Фестиваль «ДНК» сделал круг, и спустя год открылся все той же темой — темой терроризма.
По своей сути и «Лейтенант с острова Инишмор», и «Там, вдали», показанный в рамках фестиваля «ДНК-2008» — все о том же: об абстрактности, ужасе и бессмысленности борьбы всех против всех. И если Кэрил Черчилл подавала эту тему под соусом абсурда, то Мартин МакДонах говорит понятным языком, и история о пропавшем и нашедшемся коте абсурдна, но, тем не менее, вполне жизненна.
«Лейтенант с острова Инишмор» о том, что все возможно — любить кота больше всех на свете, избивать мать, взрывать фаст-фуды и бо-роться за свободу Ирландии. Лишь бы великая цель, которая, конечно же, оправдывает средства, была достигнута. И пусть она — не более чем абстракция. Вместо Ирландии мы могли бы вписать что угодно — и пьеса была бы так же актуальна, потому что неоправданное насилие — характерная черта нашего времени. Насилие, помноженное на юношеский максимализм. Юная Мейдрид просит брата взять ее с собой бороться за свободу Ирландии, а когда получает отказ, начинает свою войну — калечит ни в чем не повинных коров. Несчастные слепые коровы и невинно убиенные коты — полноценные герои этой черной комедии и, видимо, чуть ли не единственные положительные персонажи. Только с ними связаны по-настоящему человеческие чувства — любовь и привязанность. Люди их, видимо, уже не достойны. Животная, иррациональная сила, даже можно сказать, «скотство» — это уже неожиданная черта вида homo sapiens, для которого убивать сначала интересно, а потом просто скучно.
В «Лей-тенанте» со-держание во многом диктует форму выра-жения. Мат пере-стает быть ненормативной лексикой: именно такие слова может сказать волосатый ублюдок, когда к его голове приставлен пистолет. Какой уж тут литературный язык?! Так что все очень жизненно, и никто не виноват, что жизнь именно такая. Молодые актеры, которые задействованы в спектакле, чувствуют себя в этой среде органично: текст позволяет им куражиться, и видно, что делают они это с большим удовольствием. Возможно, что за этим куражом, матом и черным юмором теряется трагизм ситуации, потому эта постановка требует пристрастного зрителя. Если после спектакля кто-то скажет, что было смешно и много мата, значит, он потратил это время зря.
Свобода, как и несвобода, — только в головах. Для наркодиллеров, проституток и, конечно же, котов. И «Лейтенант с острова Инишмор», видимо, не последняя вариация на эту тему в современной драматургии. Анна Трапезникова, Газета фестиваля современной драматургии "ДНК - дуб
Назад к списку статей |