Свобода и любовь 28 мая 2009 г.
Спектакль «Лейтенант с острова Инишмор» выполнен в лучший традициях кроваво-развлекательных произведений Тарантино, однако герои ирландца МакДонаха и русского Олега Рыбкина не только стреляют...
«Цель оправдывает средства!» — эта реплика «борца за свободу Ирландии» Кристи звучит лейтмотивом ко всей постановке. С начала и до конца спектакля герои повторяют слова «свобода» и «любовь». Однако те люди, которые чаще других произносят эти слова — члены организации по освобождению Ирландии «НЛА» во главе с жестоким сумасшедшим Падрайком, бывшие друзья лейтенанта Падрайка Кристи, Брендон и Джоуи, безумная и антиженственная Мейрид, неудачливый наркоторговец Джеймс — имеют собственный взгляд на то, как должен выглядеть идеальный мир. Герои не хотят, чтобы детям продавали наркотики, мучили и убивали кошек, жестоко обходились с женщинами и даже по-своему борются против окружающего их зла, но (!) не видят перед собой людей. Члены «высокоморальной» партии легко корректируют рамки своих принципов. Такая «моральная диффузность» значительно облегчает путь к мнимой победе молодых «солдат свободы», позволяя убивать родных во имя памяти кошки, но щадить себя, собственноручно внося поправки в выдуманный устав. Довольно неожиданно звучит одна из финальных фраз, принадлежащая вырастившему сына-убийцу Донни: «Все к лучшему...», после которой рамки театральной площадки раздвигаются, перенося действие на весь «лучший из миров» мир, заставляя думать не после спектакля, а во время него.
Абсурдистская манера изложения наиболее подходит для отображения порой не поддающихся разумному толкованию решений героев. Страстная любовь к кошкам — своеобразная пародия МакДонаха на часто изображаемую трагическую любовь обаятельных (но «плохих») героев к погибшим возлюбленным, родителям, наставникам и проч. — звучит в пьесе не только комично, но и отчаянно трагично.
Надо сказать, что без визуальных эффектов, включенных в постановку, пьеса не была бы настолько живой. Невероятные железные куклы, изображающие трупов, производят нужный в финале эффект мертвенности; использование настоящей бензопилы на сцене по-настоящему щекочет нервы зрителей; живой кот в конце спектакля и угроза напугать его — удивительно неожиданный ход, «цепляющий» зал (особенно любителей животных). Чрезвычайно интересным (с точки зрения сюжета) было включение в финал спектакля гипертекста. Данный прием, надо думать, был обусловлен «животным фактором», однако момент сотворчества всегда приятен зрителю.
Но главное, что хочется говорить на протяжении всех постановок «ДНК»: дорогие господа актеры, вы создаете эти тексты! Спасибо вам! Елена Замяткина, Газета фестиваля современной драматургии "ДНК - дубль
Назад к списку статей |