С верою в чудо 15 апреля 2009 г.
В новой премьере Красноярского театра им. Пушкина разгорелись нешуточные итальянские страсти. Режиссер Александр Кузин представил «Филумену Мартурано» Э. де Филиппо. Этот сюжет многим знаком по старому фильму «Брак по-итальянски».
Впрочем, сравнения спектакля с фильмом неуместны - даже сюжет самой пьесы и киносценария во многом различается. Да и вообще кинофильм по специфике своей - предмет искусства, сделанный раз и навсегда. Чем интересна театральная постановка - ее можно совершенствовать до бесконечности. На премьерах потребность в таком совершенствовании нередко ощущается особенно отчетливо.
Вот и новый спектакль в краевой драме еще выглядит несколько сырым. В самом начале, где Доменико (Василий Решетников) закатывает скандал Филумене (Галина Саламатова), хитростью женившей его на себе, режиссер задал такой темпоритм, что актеры с ним явно не справляются. И не только главные герои, но и их слуги пока не выдерживают такого накала, задыхаясь и то и дело сбиваясь в репликах. Динамика начинает как-то выравниваться только к сцене, где Филумена прогоняет любовницу мужа (Анна Домникова). И все равно спектакль еще очень и очень неровный. Некоторые образы вообще не выстроены, как, например, слуга Альфредо (Виктор Лосьянов). Абсолютно безликий персонаж, ни малейшей наполненности. Даже когда он говорит хозяину, что Филумена его ненавидит, звучит это как-то пресно и невыразительно.
Опять же далеко не идеальны образы сыновей Филумены - пока что они сделаны больше на эмоциях. Сыновей сыграли молодые актеры, в этом сезоне пришедшие в труппу, - Николай Аузин (Умберто), Петр Новиков (Риккардо) и Иван Янюк (Микеле). Но само распределение, на мой взгляд, как нельзя более удачное. А характеры этих героев, можно не сомневаться, со временем станут отчетливее. Уже на премьере невозможно было спокойно смотреть на Николая Аузина, когда его герой, замерев, выслушивает признание матери - слезы в его глазах говорили больше всяких слов...
Но, конечно, стержневой образ в спектакле - сама Филумена. Невозможно даже представить, кто еще в театре им. Пушкина смог бы сыграть эту роль, кроме Галины Саламатовой. Сложность и роли Филумены, и самой пьесы в целом в том, что здесь очень легко скатиться в дешевую сентиментальность. Вроде бы по жанру комедия, но в ней слишком много мелодраматичного - трагедия матери, чьи дети вынужденно росли на стороне; ее зависимость от отца одного из них, от мужчины, который всю жизнь ни в грош ее не ставил. В финале Доменико прозревает, хэппи-энд. Но - часто ли такое встречается в жизни? Саламатова так пропускает через себя историю своей героини, что ей невозможно не поверить - да, эта женщина по-настоящему выстрадала свое счастье, она заслужила его. Пусть оно и выглядит чудом. Но кто сказал, что чудес не бывает?
Зная, как тщательно Галина Саламатова совершенствует свои роли, можно сказать с уверенностью - «Филумена Мартурано» еще не раз приятно удивит своих зрителей. Настоящие открытия в этом спектакле впереди. Елена Коновалова, Вечерний Красноярск
Назад к списку статей |