«Трамвай «Желание» набирает скорость 10 декабря 2008 г.
Если лет пять назад, несмотря на вполне «боеспособную» труппу, многие спектакли драмтеатра (например, поставленный питерцем Геннадием Тростенецким спорный, но вызывающий настоящие эмоции «Веселый солдат» по Астафьеву) выглядели несколько «сыровато», сегодня театру есть что показать, и не только в Красноярске, но и в Москве. Так, прошлогодняя премьера драмтеатра «Чайка» по Чехову стала номинантом самой престижной национальной театральной премии «Золотая маска», а спектакль «Похороните меня за плинтусом» по популярному сегодня Санаеву будет показан на фестивале вне конкурса. Несомненный успех «пушкинцев» — представленная в конце декабря мелодрама «Трамвай «Желание» по ставшему уже классиком Теннеси Уильямсу.
Созданная в далеком 1947 году пьеса в некотором роде продолжает начатую блестящей постановкой «Чайки» чеховскую тему в красноярском драмтеатре. Сам Уильямс признавался, что «Трамвай «Желание» он писал под впечатлением от «Вишневого сада» Антона Павловича (который в свое время, кстати, также ставился в «Пушке»).
Однако новая постановка Олега Рыбкина значительно отличается от его же нашумевшей «Чайки». В отличие от чеховской драмы, где каждую отдельную сцену можно воспринимать как практически законченный спектакль, «Трамвай «Желание» в трактовке Рыбкина подобен снежному кому — действие медленно, но с каждой минутой набирает обороты. Поэтому почти двухчасовой первый акт кому-то может показаться несколько затянутым, однако именно за это время зритель успевает проникнуться происходящим на сцене. Вживую ощутить небольшой мирок американской (хотя место действия не имеет никакого значения) небогатой, в некотором смысле, мещанской семьи, чей относительный счастливый покой нарушен появлением человека из совершенно другой, «аристократической вселенной». В этом заслуга и актеров, и самого режиссера, и, не в последнюю очередь — Игоря Капитанова, автора сценографии спектакля, всероссийски известного художника, работавшего над постановками того же МХАТа. По его мысли, зритель видит не ограниченную квартирку и ее обитателей, а целый дом, эдакую американскую «коммуналку», в которой во всех уголках кипит жизнь, происходят различные события, главное из которых — драма главной героини Бланш Дюбуа, ее сестры Стеллы и мужа Стеллы Стэнли Ковальски. Перед зрителем — не камерный спектакль, но настоящий срез человеческой жизни.
Отдельное слово — о музыкальном сопровождении. На протяжении всего спектакля звучит живая музыка — одновременно с актерами на сцене присутствуют два «тапера», по сути, тоже являющиеся персонажами постановки.
Джазовые пассажи на пианино еще больше оживляют действие, делают его более реалистичным — как будто это у вас дома сосед за стеной развлекается стуком по клавишам, а на фоне этого стука бьются тарелки, происходят жуткие семейные ссоры, ломаются чьи-то судьбы.
Второе действие — намного короче первого, кульминация спектакля несет в себе настолько жесткий удар по эмоциям зрителя, что с трудом сдерживаешь слезы. Бланш Дюбуа в исполнении Людмилы Каевицер не то, что вызывает сочувствие, от пронзительной игры актрисы, от того, насколько выкладывается Людмила, становится реально страшно за ее состояние.
- Будто последний раз играет, — восхищенно шептала одна из зрительниц с соседнего ряда.
Режиссер сделал ставку на молодых, еще не «пересвеченных» и «заслуженных» актеров, и не ошибся.
Дмитрий Корявин — Стенли Ковальски, Стела в исполнении Виктории Болотовой, Юнис — Татьяна Чубаро — актеры молодые, но судя по игре могут дать настоящую фору многим маститым красноярским артистам. Особенный интерес зрителя вызывает игра Андрея Доряло, исполнившего одного из центровых персонажей «Трамвая «Желание» — Митча.
Наконец-то драматический театр имени Пушкина окончательно выбрался из творческого анабиоза, в котором присутствовал с начала 2000-х годов. Последние два-три года, пусть медленно, но шаг за шагом театр во главе с режиссером Олегом Рыбкиным поднимается все выше к недосягаемой вершине Парнаса. Анна Артман, ИА Пресс-Лайн.ru
Назад к списку статей |