Чехов-Playboy 16 января 2008 г.
Премьеру «Чайки» А. Чехова в Красноярском драмтеатре им. Пушкина уже сейчас можно смело назвать одним из самых запоминающихся событий сезона. Нет, спектакль Олега Рыбкина отнюдь не бесспорен. И, возможно, режиссерское решение известной классической пьесы кому-то покажется чересчур смелым и откровенным. Но в этой откровенности, через призму чеховской истории — отражение нас самих, сегодняшних. Пускай и несколько утрированное.
...С первых же сцен «Чайки» накатывает пронзительное ощущение какого-то вселенского одиночества. Кажется, что абсолютно все здесь одержимы лишь одним — поиском любви. На сцене бушуют далеко не платонические страсти — эротизм, иногда нарочитый, присутствует чуть ли не в каждом эпизоде. Любовь воспринимается героями как некая панацея от беспросветного существования. Но есть в этом страстном томлении что-то надуманное, ненастоящее — как в приторных дамских романах или латиноамериканских «мыльных» сериалах. Как часто мы придумываем себе сказку со счастливым концом, отчаянно тешим себя призрачными иллюзиями... И как мучителен их крах, когда слепое бегство от самих себя оборачивается очередным разочарованием.
Спектакль Рыбкина интересен именно оригинальной интерпретацией — острой, парадоксальной, но потрясающе точной в своих оценках. Это не традиционное прочтение классики — в героях «Чайки» мы видим наших современников. И что самое ценное — в постановке нет однобокости, каждый откроет здесь свои смыслы, обнаружит параллели с собственными переживаниями. А может, и от души посмеется, узнавая в перипетиях этой человеческой комедии и поныне распространенные заблуждения. Режиссер словно подчеркивает: не стоит драматизировать — многие наши огорчения высосаны из пальца! Ну как, скажите, не посмеяться над финальным перевоплощением Треплева (Владимир Пузанов)? Его появление во втором акте в окружении заек-горничных из «Плейбоя» — один из самых забавных гэгов постановки. Неформал-одиночка, одержимый в начале истории поиском новых форм, спустя всего два года становится — кем бы вы думали? Не просто модным — гламурным писателем, автором глянцевых журналов! Кстати, как и его бывший антагонист Тригорин — вот уж где поистине жестокая насмешка судьбы...
Однако при всем остроумии режиссуры этот спектакль не затрагивал бы настолько глубоко, если бы не блестящий актерский ансамбль — без сомнения, лучший среди всех постановок Олега Рыбкина в Красноярске. Можно говорить о некоторой пока еще нечеткости отдельных образов — но явных неудач здесь нет. Заслуженная артистка России Светлана Ильина (Полина Андреевна), Екатерина Соколова (Маша), Тригорин (Яков Аленов), Дорн (народный артист России Василий Решетников), Медведенко (Евгений Атавин) — их работы цепляют и запоминаются. Но особенно хотелось бы выделить Владимира Пузанова в роли Треплева — актеру наконец-то удалось разрушить давно закрепившийся за ним стереотип комика. Не случайно многие зрители после просмотра вспоминали его трагикомический моноспектакль «Москва — Петушки» В. Ерофеева, шедший когда-то на сцене Дома актера. Елена Коновалова, Вечерний Красноярск
Назад к списку статей |