Мечтая о принце прекрасном 01 июня 2007 г.
К закрытию сезона Красноярский театр им. Пушкина выпустил комедию из сельской жизни. Спектакль по пьесе Александра Коровкина «Кукла для невесты» с успехом шел в московской «Табакерке». Но премьера этой истории в Красноярске пока оставляет желать лучшего.
Сам текст пьесы далеко не шедевральный, но вполне удобоваримый — здесь есть на чем и интригу построить, и зрителей повеселить. По сюжету 34-летняя селянка Лиза, засидевшись в девках, с отчаяния решается выйти замуж за рыночного торговца, армянина Ашота. Но сердце у нее к этой свадьбе явно не лежит. Герой Чеченской войны Сергей, племянник соседа (как выясняется в финале — липовый), невесть откуда появившийся в деревне накануне свадьбы, пробудил в девушке доселе неизведанные чувства — и к черту жениха! Герой на самом деле — крупный аферист, но и это любви не помеха. Казалось бы, здесь можно выстроить классическую историю с хеппи-эндом, где любовь творит чудеса и перерождает даже махрового мошенника. Что, собственно, есть в самой пьесе: изобличенный Сергей раскаивается в надежде начать новую жизнь с Лизой.
Однако режиссер Андрей Максимов пошел своим путем. Его герой в финале действительно меняется к лучшему. Возвращает сельчанам деньги и драгоценности (которые Лиза незаметно сунула ему в сумку якобы на операцию «после ранения»). Но с влюбленной в него женщиной не остается — и что в таком случае вдруг пробило этого жулика на раскаяние? Неужели всего лишь наивная доверчивость деревенского люда, принявшего его как родного? С чего бы вдруг — они же для него лохи, которых он пытается раскрутить на деньги! Для такого циничного прохиндея нужен мотив посильнее. Но его в спектакле нет.
Как нет и самого героя — Андрей Киндяков (Сергей) на жулика никак не тянет. Это не «Примадонны», где его персонаж Джек Гейбл словно играет в мошенничество. А обман старушки-миллионерши изначально воспринимается публикой как милый розыгрыш с ожидаемой счастливой развязкой. Сергей — натура сложнее и жестче. Но невнятность режиссерской задачи вызывает у актера нескрываемую растерянность — такое ощущение, что Киндяков, артист сильный и опытный, просто не представляет, что ему играть.
В распределении ролей, к сожалению, есть еще одна явная неудача — заслуженная артистка России Тамара Семичева (Андреевна, мать Лизы). Она уже сыграла у Максимова схожую роль в сельской комедии «Семейный портрет с посторонним». И невольные параллели — не на пользу ни премьере, ни самой актрисе: типаж практически один в один. На первых показах с ней вообще произошло нечто странное: Тамара Семичева упорно играла на зал, то и дело обращая свои реплики непосредственно к публике.
Впрочем, это дело поправимое. Но чем объяснить откровенно утрированное внимание режиссера к алкогольной теме? Сосед Митрич (народный артист России Валерий Дьяконов) ругает сына Кольку (Владимир Пузанов) за беспробудное пьянство. И тут же — не просто пьет, смакует самогонку! В первых эпизодах это выглядит смешно. В последующих — просто вычурно: шоу Петросяна, да и только!
Не говоря уже о том, что жанр постановки определить довольно трудно. Андрей Максимов настолько нашпиговал комедию невнятным психологизмом, что ритм спектакля провисает по всему действию. И для чего в сельской комедии психология?!
Пока что единственная удача постановки — Виктория Болотова в роли Лизы. Искренность переживаний ее героини не вызывает ни малейших сомнений. Тем печальнее, что ее мечта о прекрасном принце так и не сбылась... Елена Коновалова, Вечерний Красноярск
Назад к списку статей |