Галина Саламатова: "Свою Аркадину я сыграла" 22 марта 2009 г.
В последних числах марта в красноярском драмтеатре состоится бенефис актрисы — комедия Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано", в которой её партнёром будет народный артист России Василий Решетников, а позднее Галина Саламатова отправится со спектаклем "Похороните меня за плинтусом", где она сыграла роль Бабушки, в Москву. Этот спектакль в рамках национальной театральной премии "Золотая маска" будет показан вне конкурса.
- После училища по распределению попала в Ачинск, а затем меня пригласили в Минусинск. На тот период в театре был очень хороший репертуар, замечательный режиссёр Николай Климентьевич Гудзенко. Мне повезло, что у истоков моей творческой жизни оказался этот человек: ведь получив образование, молодой актёр приходит в театр, не зная самого главного — как жить на сцене.
Проработав в Минусинске четыре года, получила приглашение от главного режиссёра Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Натана Израилевича Басина, где играла ещё три с половиной года. Очень благодарна этому режиссёру: он перевёл меня из молодых лирических героинь на характерные возрастные роли. Почему-то ему нравилось на мне экспериментировать. Первой моей характерной ролью стала служанка в "Даме-невидимке" Кальдерона.
Из Красноярска вновь уехала в Минусинск — на сей раз надолго. Из края уехать не решилась: думала — какая разница, какой театр? И лишь спустя какое-то время поняла, что разница всё-таки есть. И большая.
- Состав театра Пушкина семидесятых годов был замечательный. Помните своих партнёров тех лет?
- Это была комедия Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "Аморальная история", позднее ставшая известной как фильм "Забытая мелодия для флейты". Начиналась работа с актёром Борисенко, который уехал, а ему на смену пришёл Виктор Бусаренко (ныне — заслуженный деятель культуры России, художественный руководитель Приморского театра кукол. — С. П.).
Артист Борисенко был фигурой значимой, впечатляющей — и внешне, и внутренне. Помните спектакль "97"? Он играл глухонемого. Это было настолько объёмно... Но в "Аморальной истории" как партнёр он меня партнёршей не видел. Может, в этом была моя вина? Но он не мог пересилить какое-то неприятие, потому что видел в этой роли другую артистку. Правда, когда уезжал, всю ночь пел мне песни и откровенно признался, что долго ко мне привыкал.
Только когда ввели Бусаренко, я поняла, что такое партнёр. Он не хватал звёзд с неба, но оказался настолько тонким, настолько чувствующим и понимающим актрису, как будто меня бросили в тёплое море, и я поплыла. Понимаете, как сложно и щепетильно на сцене играть любовь? Придумываешь себе героя из воображаемых предметов и с ними играешь, а здесь было настолько естественно, потому что он давал всё, чтобы актриса расслабилась, поверила и пошла за ним. Но — личных отношений никаких! Вообще никаких. Если они присутствуют — никогда не сыграешь. Такое совпадение бывает очень редко. И я счастлива, что со мной это случилось.
- Между вашими творческими вершинами, этапными спектаклями "Хмель" и "Похороните меня за плинтусом", была ещё одна замечательная работа — в драме "Кто боится Вирджинии Вульф".
- "Хмель" был этапной работой — в тот период времени я попыталась сказать что-то своё, накопленное за определённый период. Другой этап, конечно, "Похороните меня за плинтусом". Иначе нельзя: не почувствовав природу, органику людей, не пообщавшись с ними, я бы не сыграла Бабушку. Помню, конечно, Марту из "Вирджинии", я её любила, она дорога для меня и очень трудно мне далась.
- Это правда, что о закрытии спектакля вам сообщили буквально перед его началом?
- Стою перед выходом, и мне сообщают, что этот спектакль последний. Не знаю, как я его доиграла — весь мой организм работал на то, чтобы сдержаться и не разрыдаться. А ведь раньше сообщали о последнем спектакле задолго до этого, происходило какое-то прощание с ним. Но у нашего тогдашнего руководства к этому спектаклю было определённое отношение. Уехали исполнители Александр Чередник в Санкт-Петербург и Жанна Коняева в Москву, а двух исполнителей заменить — это будет другой спектакль. Можно было, конечно, режиссёра пригласить, но никто не стал этого делать.
- Ещё одна ваша, на мой взгляд, интересная работа в спектакле "Бывшие сёстры", где у вас был потрясающий дуэт с Людмилой Михненковой. Там такие актёрские качели!
- С нами работал режиссёр Владимир Портнов. Мы поверили ему и пошли за ним, хотя он долгое время не жил в России и пропустил самый важный момент в жизни нашей страны и людей — перелом человека. Мы пытались объяснить режиссёру, что это не так просто, что человек стал другим и нужно по-другому подойти. Согласна с тем, что зрители заметили некую архаичность спектакля, может быть, даже актёрским существованием, но это режиссёр старой школы, он был хорошим постановщиком того времени и не успел напитаться нашим сегодняшним днём, чтобы как-то всё перевернуть.
Но мы нашли своего зрителя — это молодёжь, которой не надо было перестраиваться — она понимала эти семейные ситуации. Это мы так живём, но не хотим с этим согласиться. Однажды на спектакле женщина встала, хлопнула креслом, выматерилась и ушла. Она не заметила, что на сцене не произнесено ни одного матерного слова, а она ругается и уже живёт этим спектаклем! Может быть, она пришла в театр, чтобы расслабиться и получить удовольствие, но никак не желала проживать жизнь вместе с героинями "Бывших сестёр". Со временем в спектакле появился юмор, он стал легче, потому что мы освободились от рамок, в которые затолкал нас режиссёр.
К сожалению, сейчас "Бывшие сёстры" не идут: автор запретил.
- В своё время в Минусинске вы сыграли Аркадину в "Чайке". Не было желания поработать над этой ролью в красноярской версии пьесы?
- Честно признаюсь: нет. Там был другой спектакль, другая героиня, другой режиссёр. Я свою Аркадину уже сыграла. Конечно, если бы меня пригласили, попыталась бы это сделать, но это была бы другая Аркадина, а Олегу Алексеевичу Рыбкину нужна была именно такая героиня.
- Вам изумительно удаются небольшие роли: всем запомнилась Геката в "Короле Лире" или бабушка в "Игроке"...
- Бабуленька — это половина второго акта, это целая жизнь, это огромная роль! Дело даже не в премиях, которые даются за эти роли, а если это запоминается?.. Не знаю почему — я просто делаю своё дело. У меня была симпатичная роль в Минусинске в спектакле "Выходили бабки замуж" — весь первый акт я лежала на кровати, а во втором начинала действовать. Это была гротесковая вещь, в которой можно было, не стесняясь, что-то наигрывать.
- Наверное, в вашей последней по времени работе "Похороните меня за плинтусом" тот же трагикомизм, балансирующий на грани?
- В "Плинтусе" нечто другое. Передо мной стояла задача: как сделать так, чтобы зритель не ушёл? Как сделать так, чтобы в конце он не сказал: "Слава богу, что старуха умерла"? В спектакле два отделения — два жанра, и конец первого акта надо было немножко приглушить, чтобы выйти на второй.
Конечно, если впрямую кричать "Вы загадили мой мозг!" — знаете, как это будет действовать? И я это умею. Но мы положили это на бабушкину самобытность: она же мечтала быть актрисой, актрисой в душе и жизни — и осталась: могла сыграть, изобразить. Но всю жизнь просидела дома. Не так давно на канале "Культура" была показана телеверсия этого спектакля в исполнении питерских артистов. Так вот там бабушка получилась злая.
С большим страхом я бралась за эту роль. Спасибо Алёше (режиссёр Алексей Крикливый. — С. П.), который мне помог. Несмотря на то что он ещё молодой, он понимает душу возрастного человека. Считаю, бабушка злой быть не могла, как не может быть исключительно злым любой живой человек.
- Для собственного бенефиса вы готовите комедию "Филумена Мартурано". Не боитесь незримой конкуренции с известным итальянским фильмом, в котором сыграли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни?
- Фильм — это фильм, совершенно другая история. Что говорить про них, если нужно говорить про нас? Они пусть там светят, а мы будем играть свою историю любви.
- Вы в театре уже более тридцати лет. Какие ощущение испытываете перед выходом на сцену?
- Чем дальше возраст, тем страшнее. На большой спектакль нужно готовиться заранее, но это не значит, что необходимо сидеть и повторять текст. Настраиваться надо, а не выходить на сцену спонтанно.
- Есть роли, какие вы ещё не сыграли и мечтаете сыграть?
- Определённой мечты, к которой стремишься, нет. Сейчас одна мечта: здоровья, здоровья, здоровья.
***
Галина Вениаминовна САЛАМАТОВА. Заслуженная артистка России. Лауреат Государственной премии РСФСР. Родилась в Каратузском районе. Окончила актёрское отделение Красноярского училища искусств. Работала в Ачинском и Минусинском драматических театрах, в середине семидесятых годов и со второй половины девяностых — в труппе Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. Сергей Павленко, "Красноярский рабочий"
Назад к списку статей |