Сто жизней спустя... 01 января 2010 г.
Его кабинет — профессора кафедры мастерства актера Красноярской академии музыки и театра — напоминает ларец с драгоценностями: по стенам — листочки, записки с профессиональными истинами и аксиомами, сентенции и афоризмы из классики и собственного сочинении. А на входной двери — студенческое балагурство: известный указующий жест известного персонажа в красной папахе, но с лицом любимого педагога: «ТЫ занимался сегодня речью?». То и дело по разным вопросам сюда заглядывают студенческие носы. Он сурово, но ласково выпроваживает: «Позже! Не видите, с девушкой любезничаю?». Он уверен, что «педагог театрального вуза лечит ребят от улицы и делает их пригодными для театра», что здесь они становятся совершенно другими людьми. Вообще он философ: с детства увлекся диалектикой и уже в армии изучил «Диалектический материализм», который потом стал основой его природы. Ведь «театр и актер — категории умственные», а «ум человека не от количества прочитанных книг, но от количества понятых». Он убежден: себя надо воспитывать, чтобы «в луже видеть не грязную воду, а звезды». Чтобы не «переть тачку с камнями», но «строить Шартрский собор». Каждому дается выбор. Он давно определился и с тех пор — счастливый человек...
Из чего слит этот титан, этот сплав воли, мудрости и нравственности? Какие изгибы судьбы сформировали этого большого человека, живого и счастливого? Безусловно, наложила свои отпечатки и сотня ролей — малых, больших, сложных и трагичных жизней... Сотня ролей — необычный юбилей, благодаря которому и состоялось наше знакомство с актером, преподавателем, депутатом Владиславом Яковлевичем Жуковским.
В детстве...во дворе за подвижную физиогномику и подражание манерам и голосам его дразнили Читой... Те же способности, раскрепощенность и живой интерес привели его в школьный литературный кружок. Рос и жил он в Москве, хотя родился в далекой Сибири... Их школа, затерявшаяся в одном из арбатских переулков, недалеко от театра Вахтангова, брала некоторые театральные реквизиты для представлений литературного кружка. Бутафорские усы, мундир самого маленького размера с эполетами и постановка — отрывок из поэмы «Русские женщины» Некрасова — его первый сценический опыт. И за все то же внутреннее актерство, желание привлечь к себе внимание — за шкодливый характер Владик Жуковский был исключен из школы. А дальше — ремесленное училище — два года в черных фуражках и шинельках с нашивками РУ 4 (ремесленное училище) и специальность — слесарь-сборщик промышленной продукции. Работал на заводах, прошел воинскую службу в Германии, демобилизовался, а после — вновь возник порыв души к искусству. Тогда мама устроила его на киностудию Мосфильм «мальчиком» при операторе. Затем была работа механиком съемочной техники, специальные курсы повышения квалификации, категория ассистента кинооператора и решение поступать на операторский факультет ВГИКа, но... Судьба решила по-своему... А он знал: все «случайности» — звенья в судьбе-цепи. - Моя мама окончила в Москве педагогический техникум (тогда все высшие образовательные учреждения звались техникумами), а на другой день после выпускного началась война. Ее распределили в сельскую школу в далекий Красноярский край, в нынешний Балахтинский - а тогда Даурский район — село Караульное. Там я и родился. Закончилась война. Мама с бабушкой — московская интеллигенция — вернулись в столицу, не выдюжили. А отец остался — он был настоящий сибиряк, «от земли». Я и подумать не мог, что судьба когда-либо вновь сведет меня с сибирской землей... А тогда в конце 60-х был у меня приятель Саша Надеждин. Играл он в народном театре и вечно поступал, проваливался и снова поступал в театральные училища - такая вот идея-фикс. Однажды он говорит: «Приезжай ко мне на репетицию, поедем потом в парк Горького «пивка попьем». И вот если бы не желание попить пивка в тот день, я бы никогда не приехал за ним в этот народный театр, не попался бы на глаза режиссеру, не читал бы ему в темноте закулисья стихи и не получил бы вдруг маленькую роль. А потом — побольше, и... затянуло, получалось, нравилось. Работал на Мосфильме, учился в вечерней школе, играл в народном театре, стал дипломантом, лауреатом — яркая была полоса, живая. И возникла мысль: отчего бы не поступить? И пришел он в «Щепку»...абитуриент Жуковский — взрослый, представительный, идейно закаленный, отслуживший, общественник — да как гаркнет «Над седой равниной моря ветер тучи собирает», комиссия в голос: «Куда вы еще подавали? Не надо — вы приняты!» И пошла новая жизнь — театральная, профессиональная. Сочная, пестрая и неспокойная — его тотальная принципиальность мешала ему маневрировать и лавировать, зато шел он напрямик, хотя и перпендикулярно мнениям некоторых, но широко и гордо, мол «Платон мне друг, но истина дороже!»... И хватало ведь времени... пятерки получать, влюбляться: на 1 курсе женился Владислав Жуковский на самой красивой девушке ВУЗа. А дальше — классика жанра: расходились, сходились, ранний брак окончился разводом. Сел на электричку и уехал. Во Владимир. А там — преподавательская работа, сцена... То же и в городе невест Иваново, где нашел свою судьбу. «Любовь возникла с первого взгляда. Мне 33, семья, ребенок, а она студентка, и не побоялась пересудов... а были и скандалы, и разборки, вызывали, грозили, «это аморально», с одной стороны ребенок, с другой химия, и ничего не поделаешь... стал искать другие театральные институты». И опять замкнулся судьбоносный круг: знакомство с Давыдовичем — бессменным директором ансамбля Годенко, другом главного режиссера красноярской «Пушки» Басиным и переезд в Красноярск. 1979 год... И жизнь с нуля. Актер Жуковский был очень востребован: широкий диапазон амплуа, хороший репертуарный список. Преподавал, играл, ездил учиться в Москву, публиковался, получал ордена и медали, стал заслуженным артистом, профессором, академиком. Добился всего. Потому что делал свою работу хорошо , а еще знал: в его руках жизнь любимых им людей... Сегодня... Владислав Жуковский все столь же востребован и занят. Как на подбор нанизались красивые цифры: 30 лет в Красноярске, 30 лет счастливой семейной жизни, 30 лет педагогической практики, выход 30-ой публикации и 100-ая профессиональная роль — в недавней премьере «Девичник над вечным покоем». Конечно, она могла бы случиться раньше и быть другой, но не при таком раскладе... Когда высокий статус — с 1990го года он и депутат, и возглавляет партии и региональные отделения, и вот уже третий созыв подряд в горсовете... когда постоянно на общественном виду, когда все это требует массу времени и энергии. А что такое новая роль? Даже небольшая? Это целая жизнь. Вот она получена, разобрана, выучена, прожита, принята, переосмыслена... И невозможно свой образ «не допечь», конечно, не приправив собственным набором специй. А годы влекут вперед, не позволяя стоять на месте. И личная, и биография сценическая дополняют, обогащают друг друга. И опыт делает рассказ из-за рампы правдивее... Потому что актеры взрослеют в ногу с ролями, роли взрослеют вместе с артистами. И все живешь, проживаешь новые жизни, взрослеешь и растешь бесконечно, и возводишь свой Шартр... Дарья Куппонен, Журнал Имена и Лица
Назад к списку статей |