Граец в дивадло 01 января 2010 г.
В январе состоится бенефис заслуженного артиста России Владислава Яковлевича Жуковского. Конечно, это не первый и не последний творческий вечер известного актера, но именно в этом году он особенно важен для виновника торжества. Почему? Лучше спросить у него самого.
Владислав Яковлевич, что за повод для бенефиса?
Хотите знать, почему я решил выйти на этот пОзор?
Как позОр? Что вы такое говорите?
Ой, ну что вы так испугались, пОзор на старославянском — спектакль, актер — граец, а театр — дивадло. Так вот и получаются, что люди придут в театр посмотреть на пОзор граеца.
Шутить изволите?
Остроумие — особая черта, оно не каждому дано. Я говорю сейчас не о комиковании, не о клоунаде, а именно о понимании острой формы, грани, когда драматическое переходит в комическое. Везде, где я появляюсь, люди смеются, но не потому, что я рассказываю им анекдоты. Я просто говорю о жизни, но весело. В свое время я оканчивал театральное училище имени М. С. Щепкина. Когда мне определяли амплуа, то написали — «социальный герой», а потом сделали приписку: «обладает чувством юмора». Конечно, эта черта очень помогала мне в театре. Одно из моих любимых перевоплощений — роль в спектакле «Сеньор из общества». Я купался в этой роли, наслаждался ею, и зритель в зале все три часа пребывал в состоянии полугомерического хохота. И нельзя относиться к этому как к шутовству. Природа юмора очень тонка и сложно устроена. Остроумные роли мне даются легко. Хотя, на мой взгляд, так должно быть не всегда. В некоторых образах надо преодолевать себя.
Именно такой стала ваша роль в спектакле «Девичник над вечным покоем», который будет представлен на вашем бенефисе?
Она трудная по своей внутренней амплитуде существования. Понимаете, когда мужчина плачет, когда у него на глазах появляются не глицериновые слезы кино, а настоящие, вызванные внутренним ощущением от глубины предлагаемых обстоятельств, то это проявление очень личных, глубоко интимных чувств. И их обнародование — труднейшая форма представления.
Этот спектакль для вас особенный не только по сложности самой роли?
Еще до моего появления в Красноярске в годы учебы я выходил на сцену Государственного академического Малого театра. В то время я стал собирать программки сыгранных мною ролей с подписями великих артистов, с которыми мне посчастливилось выходить на одну сцену. Это даже подумать волнительно, что я играл вместе с Ильинским, Жаровым, Гоголевой, Рыжовым, Любезновым, Никитой Подгорным, Евгением Яковлевичем Весником. Потом были театры городов Иванова и Владимира. К моменту моего приезда в Красноярск таких программок накопилось 35. Ну и прибавьте еще 65 ролей, сыгранных здесь. Получается 100 — для театра это большая редкость. «Девичник над вечным покоем» — это моя сотая роль. Еще так совпало, что мне исполняется 65 лет, 30 лет будет моей преподавательской деятельности в академии музыки и театра, и уже 30 лет я живу в Красноярске. Есть и еще одна круглая дата, но она к театру, наверное, имеет самое отдаленное отношение — у нас с супругой в этом году жемчужная свадьба, то есть тоже 30 лет. Но все же главным остается то, что роль сотая. И она будет показана на бенефисе.
Сейчас в театре, не именно красноярском, а в театре вообще зрителям предлагают продукт, мягко говоря, с душком. То со сцены льется отборный мат, то вдруг герои начинают изображать употребление наркотиков или постельные сцены. Я не ханжа, но все же видеть это в театре дико.
То, что сейчас происходит в современном театре — это чистой воды декадентство. И театральным деятелям не надо на это обижаться. Ведь что такое декадентство? Это уход от содержания и превалирование формы. Именно тогда и начинаются вещи за гранью. Имеет ли театр на это право? Имеет. Он на то и театр. Но я хочу сказать, что все зависит от режиссера. Если бы я ставил спектакль, то у меня герои наркотиков не употребляли. На мой взгляд, сейчас люди остро испытывают необходимость в психологическом искусстве. Искусстве чувств человеческих. Правда, есть те, кто считает, что существуют разные уровни чувств. Нет, я так не думаю, природа чувств одна. А духовное просвещение и возвышение души есть главная задача искусства.
Так думают не все. Недавно я беседовала с руководителем одного очень популярного телеканала. Я спросила его, почему в их молодежных программах так много глупости, грязи и скабрезных шуточек и так мало воспитательных или просветительных мотивов. На что мне ответили: «Телевидение не обязано никого просвещать или возвышать. Мы показываем общество таким, какое оно есть, это честно, здесь нет двойной морали». Странно, мне все время казалось, что произносить с экрана слово «ж...а» как раз не истина, а попирание морали.
Как говорили революционные матросы: «А скажи-ка, гадина, сколько тебе дадено». Ни для кого не секрет, что существует Центральное управление, которое тратит очень большие деньги на своих резидентов, в том числе и на телевидении. Что разработан план по разрушению нашего государства, что эту машину привели в действие, и что если и дальше мы будем идти по либеральному западному пути, то вымрем окончательно. В процессе демократизации и либерализации русские люди получили много западных свобод, но при этом не учли, что это свободы падшего человека.
Вы есаул, казачий атаман, в чем заключается ваша деятельность в этой ипостаси?
Главная цель российского казачества — это государственно-патриотическое воспитание, различного рода охранные мероприятия, подготовка молодежи к службе в армии. Организуются соответствующие клубы при школах, при гимназиях, которыми руководят боевые офицеры, прошедшие горячие точки, для которых честь, Родина, Отечество — совсем не пустые слова.
А книги, фильмы? С их помощью тоже можно воспитывать патриотизм.
Можно, но очень выборочно. Например, режиссер Балабанов снял фильм «Сволочи», но там же все от первого до последнего слова ложь! А люди выходят из кинотеатра и говорят: «Вот что коммуняки в войну творили!» И у людей молодых, живущих в современной России, складывается неправильное представление об истории нашей же страны. Или великий Виктор Астафьев в своей книге «Проклятые и убитые» описал сцену, где расстреливают братьев. Я его спросил однажды: «Виктор Петрович, зачем же вы так, ведь не было такого». А он мне ответил: «Это мой авторский вымысел, мое право». Но лично я считаю, что если «твое право» касается интересов государства, то нужно быть осторожнее и думать о последствиях своих действий.
Как депутат горсовета вы постоянно обращаетесь к общественной нравственности. Вас даже называют главным моралистом края.
Я не моралист и не адепт нравственности. По своей сути я даже в чем-то эпикуреец. Но я считаю, что свобода воли не должна становиться вседозволенностью, расхлябанностью и разгильдяйством. Народ в массе своей не знает, что такое нравственность. Многие думают, что она касается только половых взаимоотношений. Но если открыть словарь, то нравственность — это «представление населения, народа о...» — и далее перечислено все, что входит в понятийный ряд догматов, которые изложил еще Иисус Христос о любви, дружбе, справедливости. Это «краеугольные вещи, которые являются национальной идеей, выработанные обществом в процессе эволюции и принятые большинством в качестве обязательных». Вы согласны с этим определением? И я согласен. Так вот, я не главный, я просто на свету, как будто на театральной сцене, и могу говорить о том, что плохо, а что хорошо, и могу быть услышанным.
Владислав Яковлевич ЖУКОВСКИЙ. 1944 г. р.
Заслуженный артист России (1992 г.)
Профессор Красноярской государственной академии музыки и театра (2003 г.)
Действительный член Петровской академии наук и искусств (город Санкт-Петербург, 2005 г.)
Депутат Красноярского совета народных депутатов (1990-1993 гг.)
Председатель Красноярского регионального отделения Российского общественно-политического движения «Духовное наследие» (1994-1997 гг.)
Депутат Красноярского городского совета созывов (2000-2004 гг. -избирательный блок «Блок Пимашкова», 2004-2008 гг. — избирательный блок «Родина»)
Депутат Красноярского городского совета депутатов созыва 2008-2013 гг. (избирательное объединение «Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»), заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, молодежной политике, культуре и спорту
Казак Енисейского казачьего войска. Казачий чин — есаул казачьих войск России (2007 г.). Наказной атаман Красноярского городского казачьего общества
Знак отличия «За заслуги перед городом Красноярском» — 2004 г. Мария Юферова, Журнал Премиум
Назад к списку статей |