Знакомьтесь: «Старший сын» Олега Рыбкина 15 мая 2010 г.
Премьера в драмтеатре. Как много в этих звуках! И становится еще больше, когда в программке обнаруживается строка «режиссер-постановщик Олег Рыбкин». Это всегда всплеск. Всплеск эмоций. Разных, противоречивых, но всегда под аккомпанемент оваций. Интуиция, помноженная на мощнейший интеллект — вот откуда его тонкое чувство жизни и человека. А каждый человек, как известно, — Вселенная во Вселенной. Итак, добро пожаловать вновь в Космос любимой Пушки...
Что такое театр? Для чего он существует и каким должен быть? — вопросы вечные. И, безусловно, очень важные для раскрытия личности собеседника.
Передо мной человек засуженный, талантливый... И мудрый. Это очевидно с первых «строк» знакомства: народный артист, великолепный мастер своего дела, и сколько простосердечности во взгляде, в обращении! Вот уж действительно, простота — величайшая мудрость.
В беседе с такими людьми возникает непреодолимое искушение расспросить о «главном». Ведь они, наверняка, знают «нечто большее»... В чем смысл жизни? Как найти свое место в мире? И что есть судьба — предначертанный нам высшей силой путь или же выбор, часто неосознанный, где-то «случайный», но всегда наш собственный? Вопросы, вопросы...
На двери маленькой гримерки-шкатулки любимые все имена — Питерский, Жуковский, Истратьков, Исаченко... Алексей Алексеевич. Сегодня я его гостья. Таинственная атмосфера театрального закулисья. Беседа неспешная, легкая, будто даже спонтанная, сама собой. И ответы, как самородки, появляются из сказанного...
А началось все больше полувека назад.
На обычной маленькой станции в шести сотнях километров от провинциального Иркутска рос обычный мальчуган, добрый и шустрый, рано оставшийся без отца. (Забежим вперед, это и есть будущий народный артист, любимец публики Алексей Исаченко). Он хорошо пел, недурно рисовал... Жил своей юной мальчишеской жизнью: друзья, учеба, тяжелая работа по хозяйству, а в несмелых мечтах — сцена. В 1965 году после восьмилетки решил рискнуть, отправился поступать в Иркутское училище искусств на вокальное отделение. Комиссия даже слушать не стала — 15 лет, мутация голоса... Простившись с мечтой, с горечью вернулся домой. И снова деревенские будни, и лето на исходе. А однажды на покосе раскрыл газету, куда мать завернула краюху хлеба, и увидел объявление о наборе учащихся в театральное училище. О театре имел тогда смутное представление — даже радио в те годы было редкостью, не то, что телевизор, актерскую игру видел лишь раз, когда заехал к ним на станцию Канский драмтеатр: выездной спектакль, провинциальная постановка, нехитрые декорации. В общем, понимал, что «театральное училище как-то связано со сценой...» и этого было достаточно, чтобы отправиться вновь покорять Иркутск. Прочел наизусть незатейливые стихи из календаря-численника и... поступил. Вопреки логике и огромному конкурсу (40 человек на место).
Четыре счастливых года спустя, одного из лучших выпускников училища Алексея Исаченко оставляют при Иркутском драм-театре имени Охлопкова. И первая профессиональная роль не заставила ждать. Как-то в театр пришел юный, еще неизвестный писатель Саша Вампилов и прочел свою новую пьесу «Старший сын». Понравилась, взяли на постановку. Вот она, первая серьезная работа, интересный персонаж (Бусыгин) и громкий успех. Так, на иркутской сцене родился спектакль, ставший впоследствии «хитом»: в тот сезон был поставлен в 28 театрах страны. С тех пор «Старший сын» так или иначе являлся в судьбе артиста, сводил с людьми, вел по театрам и городам. И говоря о предназначении человеческом, Алексей Алексеевич цитирует одного из героев пьесы — музыканта, «блаженного» и неудачника Сарафанова. Цитирует не потому, что спектакль идет нынче в нашей драме, но оттого что это вечное: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». И он творит по мере своих сил. И именно здесь, на подмостках, потому что ближе невозможно к душе человеческой...
20 февраля прекрасный артист Красноярского драматического театра Алексей Исаченко отметил свое шестидесятилетие. Специально к его бенефису Олег Рыбкин задумал спектакль. Режиссер говорит, что театр должен быть современным и призван рассказать нам о нас. Он увидел, что ко времени придется старый добрый вампиловский анекдот. Удивительно то, что иркутская история всплыла лишь на репетиции. Символично, сильно...
И снова на афишах «Александр Вампилов. «Старший сын». И снова, сквозь десятки лет успех и овации. То ли эхом, то ли де жа вю... Интуитивно Рыбкин замкнул круг.
Но ведь время другое! Как раскрасить в тон современности контурную карту классического текста? — дело поэта. Вышел спектакль добрый, яркий, бодрый, в лучших традициях жанра, в лучших обычаях Пушки.
Страсть, экспрессия, отвязный юмор... «Разноцветные» звучащие ремарки, забойные саунд-трэки — любимые мотивы в духе свободы 80-х, но в тональности ностальгии... Чуть-чуть жестко, немного неясно... Этот дерзкий дубляж, измотавший моих соседей справа и слева (все герои, кроме Сарафанова «двоились»). Разговоры по ходу пьесы и в антракте лишь об этом. Что это? Нарочитая концентрированность на фигуре виновника
торжества? Или подчеркнутый контраст: зыбкая молодость со своими не устоявшимися принципами против цельного глубокого характера? Может, это дань времени, результат поиска новых форм? Или... Это Рыбкин! Это праздник зрелости в шумном мире юности. Мудрая, искренняя отеческая любовь, мощно разливающаяся по залу и сочные брызги молодости, кураж, упоение, игра взахлеб -энергетика сумасшедшая!
И ни слова авторского не вычеркнуто, не заменено. И старая, запылившаяся истина, забытая нами под грудами проблем и частных интересов, вновь звучит в голос: Все люди — братья! Рыбкин снова вносит свои правки в наш не по-весеннему промозглый мир...
Перефразирую одно забавное изречение: театральный критик — это человек, который растолковывает изумленному режиссеру смысл его постановки. Я не критик и не рискну «рассказывать» Рыбкина. Я могу лишь смотреть и видеть. Чувствовать и переживать. Ведь «то, что мы зовем искусством, существует для укрепления сердец», — сказал кто-то из представителей столичной богемы. По-моему в этом волшебство и сила истинного театра: минуя разум, он стремится к сердцу. Да и нужны ли слова и объяснения, когда главное чувство на выходе из зала — весенний восторг, ощущение близкого чуда или праздника, как в детстве... Я вышла, продолжая напевать славный мотивчик «Как прекрасен этот мир» и в совершенной уверенности, что так оно и есть. И думаю, знакомство удалось. А тем, кто не был на спектакле, советую искренне, по-братски: непременно пойдите и познакомьтесь лично со «Старшим сыном» Олега Рыбкина. Дарья Куппонен, Журнал Имена и лица
Назад к списку статей |