После капитального ремонта родная "Пушка" набирала обороты и вот наконец-то выстрелила по-настоящему. Современное техническое оснащение сцены использовано с таким вкусом и такой энергией, что просто вызывает восторг зрителей.
Неслучайно главный режиссёр театра Олег Рыбкин обошёлся на этот раз даже без художника: вся его сценография держится на световых и визуальных эффектах, которые дополняются пластическими решениями Ирины и Валерия Зайцевых (руководители красноярского мим-театра "За двумя зайцами"), вдохновенными костюмами от Елены Турчаниновой и фантастической игрой света от Дмитрия Зименко (Митрич).
Все их творческие находки не только интересны сами по себе, но и работают на смыслы, заложенные в спектакле. Прежде всего, зрителей заставляют три действия перемещаться по театральному пространству: сначала они сидят на сцене, во втором акте - в зале, и в финале вновь возвращаются на сценическую площадку, ощущая себя уже какой-то полноценной театральной массовкой.
Теперь о том, зачем это понадобилось Олегу Рыбкину. В нынешнем сезоне он продемонстрировал качества большого художника, последовательно проложив через все премьеры театра один творческий курс на осмысление событий революции 1917 года. Возможно, никто в театральной России, кроме него, этого не сделал,- точнее, не сумел сделать.
Но было бы желание... Например, пьеса Тома Стоппарда, написанная в 1966 году, считается классическим образцом театра абсурда. По содержанию - как бы "Гамлет" наизнанку, глазами второстепенных персонажей. Но в Красноярске эта трагикомедия посвящена весьма современной и даже болезненной теме взаимоотношений власти и маленького человека.
Главные персонажи всем известного "Гамлета": властный король Клавдий, интриган Полоний, развратная королева Гертруда и обезумевший от всего происходящего юный Гамлет вместе с марионеткой Офелией - это та власть, которая порой уничтожает сама себя в огне дворцовых переворотов или пламени революций. Маленькие люди (Розенкранц и Гильденстерн) ничего не понимают в происходящем и хотят только одного - чтобы их оставили в покое, позволили тихо и безбедно жить. Но власть не даёт им такой возможности, заставляет даже самых простых людей участвовать в своих спектаклях... И в конце концов губит их.
Так было и в истории нашей революции, которая обернулась не только гибелью царской семьи, но и смертью миллионов русских розенкранцев и гильденстернов. Многие из них надеялись: если сожгут помещичью усадьбу и разорят церковь в своей деревне, то власть оставит их в покое. Ничего подобного...
Такая трактовка известной пьесы на русский лад на сцене краевого драмтеатра показалась мне по-настоящему оригинальной, актуальной и поучительной. Спасибо Олегу Рыбкину и его постановочной команде.
Но особой благодарности, безусловно, заслуживают актёры, которые смогли воплотить этот творческий замысел. Тон задал, безусловно, заслуженный артист России Александр Истратьков, который сделал своего персонажа - "первого актёра" - действительно первым, главным, объединяющим буквально все контрапункты спектакля.
Отточенная нюансировка его игры - когда он по-мейерхольдовски и в роли, и над ней - буквально завораживает. Возможно, этот мастер обретает второе дыхание.
Первая пара исполнителей главных ролей - Алексей Попов (Розенкранц) и Станислав Линецкий (Гильденстерн) - сдержанно изображает растерянных молодых людей, временами способных на подлость, но явно не заслуживающих своей трагической участи. А вот сама сдержанность является тем фоном, на котором действуют гротескные персонажи из лагеря власти.
Иван Янюк в роли Гамлета смешон и почему-то страшен. Великолепна фактура Георгия Дмитриева (гигант Клавдий), беспощадна к своей Гертруде обычно очень лиричная Виктория Болотова. Здесь она буквально сжигает себя на сцене. Добрых слов заслуживают и другие артисты.
А теперь - о режиссёрском решении с перемещением зрителей по театральному пространству. Именно оно, к примеру, заставило меня лично почувствовать себя в шкуре маленького человека, которому власть не даёт ни малейшего шанса на спокойную жизнь.
Каков выход? Ну, прежде всего, надо постараться не устраивать больше революций в России.