Портреты. Олег Рыбкин. Интервью для журнала "Собака". 18 мая 2018 г.
Олег Рыбкин
Главный режиссер Красноярского драматического театра имени Пушкина, ставший триумфатором премии «Театральная весна – 2018», в июне соберет в городе лучшие комедийные спектакли края на фестивале «Зрительский успех», а в мае представит предпремьеру «Три дня в деревне».
Когда началось ваше увлечение театром? Вы с детства хотели связать свою жизнь с искусством?
У меня не было любви к театру как таковому, скорее, я больше любил литературу. В школе я участвовал в литературных постановках, но так получилось, что никто не знал, как это делать. Учительница пыталась нас как-то организовать, что-то выстроить, я один раз что-то подсказал, второй, и с тех пор ощутил некое призвание к режиссуре. Старался делать так, чтобы литературный текст был наиболее внятно понят и воспринят зрителем. А дальше уже судьба.
Театр сейчас выпускает много интересных спектаклей, которые побеждают в театральных конкурсах и пользуются успехом на фестивалях. На что вы делаете ставку в художественной политике театра?
Этот сезон получился очень разнообразным – три большие работы и три непохожих сегмента зрителей. Мы начали сезон с эксклюзивной истории Дмитрия Пригова – спектаклем «Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ», рассчитанным на определенную публику. Потом я поставил «Розенкранц и Гильдельстерн мертвы», где весьма необычное прочтение пьесы Стоппарда интересно другой аудитории. «Матренин двор» по произведению Александра Исаевича Солженицына идет с аншлагом, на спектакль невозможно попасть со дня премьеры, его мы выпустили к 100-летию со дня рождения нашего выдающегося писателя. Будучи важным театром в жизни Красноярска мы понимаем, что зрители хотят видеть в репертуаре разные спектакли. Общий вектор художественной политики театра в том, что мы ориентированы на хорошую драматургию, при этом материал может быть самым разным. Из самых ближайших премьер – постановка «Человек из Подольска». Эта пьеса Данилова совсем недавно получила премию «Золотая маска» как лучшая драма. И конечно, особенной для нас будет постановка, которую все мы очень ждем, к которой готовимся – «Три дня в деревне» английского драматурга Патрика Марбера.
Очень разные тексты, как вы к ним приходите? Интересна история с пьесой Патрика Марбера.
Всегда по-разному получается. «Три дня в деревне» – заказной текст, переведенный специально для нашего театра отличными московскими переводчиками Ольгой Варшавер и Татьяной Тульчинской. Мы получили эксклюзивное право на постановку этой пьесы Патрика Марбера, и в течение года ни один театр в России даже замахнуться на нее не сможет. Премьера состоится в сентябре – в начале следующего театрального сезона.
Раз уж речь зашла о постановке «Розенкранц и Гильдельстерн мертвы», где часть спектакля зрители смотрят со сцены, приоткройте занавес следующей вашей премьеры «Три дня в деревне». Она тоже будет экспериментальной?
Нет, скорее классической. Если в постановке «Розенкранц и Гильдельстерн мертвы» материал предполагал изменение оптики, изменение зрительского восприятия и точки зрения, то здесь этого не требуется. В современные костюмы артистов переодевать не буду совершенно точно. Но, тем не менее, скажу, что это не совсем «Месяц в деревне» русского писателя девятнадцатого века, это все-таки адаптация английского автора, который взглянул на классическое произведение Тургенева взглядом современного человека. Поэтому там очень яркие быстрые диалоги, действия происходят не в течение месяца, а в течение трех дней. Это трагикомедия с лирической и драматической историей и несколько комичным содержанием.
Вы не так давно вернулись с национальной премии «Золотая маска», в этом году участвовали как член жюри.
Я уже не первый раз в жюри этого престижного конкурса, можно сказать, что я закален этим марафоном, а иначе «Маску» назвать невозможно! Достаточно заглянуть в лист результатов отбора экспертного совета, а это итог многодневных путешествий по России. В нем тридцать девять спектаклей с разной продолжительностью: от кукольных – по часу до «Преступления и наказания» Александрийского театра, который длится пять с половиной часов. Поэтому к «Маске» нужно быть готовым, запасаться нервами, терпением и умением высидеть все, даже если не все нравится. Это работа. Поэтому я еще раз убедился в том, что критика – это профессия, в которой научат хотя бы не уходить с середины спектакля.
А что вам дал этот опыт в нынешнем году?
«Золотая маска» давно стала национальной премией и фестивалем наиболее концентрированного выражения тех процессов, которые происходят в современном театре. Это важно. Это возможность увидеть то, что в прошлом сезоне профессиональные критики сочли заслуживающим внимания. И, конечно, – это общение с массой людей, массой друзей. Бесценно. Как вам кажется, что самое сложное в работе режиссера? Я думаю – терпение. Иногда хочется поставить эту пьесу сейчас, а понимаешь, что еще не время. Это какое-то внутреннее понимание, соотнесение себя со временем, в котором ты существуешь.
Что вдохновляет вас в повседневной жизни? Ведь наверняка работа не заканчивается за стенами театра.
Поездки на природу, но это, скорее, как отвлечение от работы. Очень люблю кино – это моя страсть, стараюсь смотреть его как можно больше.
Важно знать:
Олег Рыбкин окончил Российскую академию театрального искусства, мастерскую Петра Фоменко. Является лауреатом премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова. Спектакли режиссера неоднократно становились номинантами национальной театральной премии «Золотая маска» и победителями международных театральных фестивалей. Поставил больше пятидесяти спектаклей в театрах России и других стран.
Фото: Евгений Горбунов
Назад к списку новостей |